Тувинский фольклор как факт духовной культуры

Страница 1

Фольклор – это, прежде всего, вполне самостоятельное искусства слова. Однако многообразие функции и связи фольклора (воспитательные, познавательные, мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно-эстетические, бытовые, социальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографической действительности, важнейшим историко-этнографическим источником.

Человеческая созидательная деятельность санкционировалась не только реальными потребностями, но и ритуалом. В связи с этим воспроизводимая фольклором этнографическая действительность является единством рациональных знаний и иррациональных представлений, сложным переплетением, взаимопроникновением реалистических и мифологических элементов.

Порой фольклор оценивается как «сторонний» источник, из которого могут быть извлечены данные, относящиеся собственно к этнографии, что суживает и объединяет фольклор как явление культуры.

Возможны три вида отношения тувинского фольклора к исторической действительности: 1) сознательное стремление к её изображению; 2) восхождение к ней как основе; 3) невольное её воссоздание.

Один из основных жанров тувинского фольклора - тувинский героический эпос, повествующий о подвигах богатыря в борьбе с чудовищами или иноземными врагами, его поездке к далекой суженой, героическом сватовстве. Сохранился в живой традиции, исполняется распевным речитативом без музыкального сопровождения. Героическим сказаниям свойственны разработанность сюжета и системы эпических персонажей, традиционный фонд мотивов, каноничность поэтики и стиля.

Сказки (тоолдар) по содержанию делятся на волшебные (хуулгаазын), бытовые (анаа) и о животных (дириг амытаннар дугайында); по композиционно-стилевым особенностям - на кумулятивные (дистинчек) и небылицы (баштак тоолдар). В волшебных сказках повествуется о борьбе героя с силами природы, ханами, а также за невесту, наследство и о его победе благодаря чудесным помощникам и различным волшебным предметам. Тематика бытовых сказок: об умном и глупом братьях, бедном старике и богатом хане, ученом парне, странствующем ламе, одиноком рыбаке. В сказках о животных через образы таких персонажей, как заяц, козленок, жеребец-иноходец, лев, волк, раскрываются типичные характеры людей, их недостатки, социальное неравенство.

Мифы (уе-диптиц чугаалары – рассказы о древних временах) объясняют происхождение разнообразных явлений природы и социальной жизни (космогонические, антропогонические, зооморфные, генеалогические, религиозные, топонимические).

В легендах (тоолчургу чугаалар — «сказочные рассказы») фантастически осмысляются события, связанные с прошлым. Наиболее популярны легенды о происхождении отдельных родовых групп (Куулар, Адыг-Тюлюш).

Предания (теегу чугаалар – «исторические рассказы») повествуют о важных исторических событиях и выдающихся личностях (восстание 60 богатырей, Кобдинское сражение, Амыр-Санаа, Шидарван, Самбажык), о заселении отдельными родоплеменными группами территории Тувы.

Песни (ырлар) по функции и условиям бытования делятся на приуроченные и неприуроченные. Среди последних особо выделяется жанр припевки (кожсшык), в которой выражаются различные мысли, чувства, настроения исполнителя.

К обрядовой поэзии относятся благопожелания (йерээлдер), восхваления (макталдар), заклинания (чалбарыглар), проклятия (каргыштар), шаманские призывания (алгыштар), скотоводческие заговоры (мал алзыры, хей-оорга, молдурук алгаары).

Распространены также малые жанры - пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Тувинский фольклор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.Б. Кенин-Лопсан, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, Г.Н. Курбатский, З.К. Кыргыс, В.Ю. Сузукей, СМ. Орус-оол, З.Б. Самдан, А.С. Донгак, Ж.М. Юша.

Общая характеристика тувинского фольклора. Вопреки тяжёлым условиям существования и нищете тувинцы сохранили и развили художественно-эстетическое чувство, возвышенно-поэтический взгляд на жизнь.

1. Тувинский фольклор - важный элемент духовной, художественной культуры, действенная социально-культурная сила. Создаваемый народом, фольклор в немалой мере формировал интуитивно-материалистическое мировоззрение тувинцев, крепил их нравственно-эстетический "кодекс", исторически образовывал и воспитывал народ. Национальное своеобразие тувинского фольклора определялось, прежде всего, установкой на поэтическое воссоздание духовного облика народа.

Национальное своеобразие фольклора, обусловленное спецификой народной жизни и народного взгляда на жизнь, - одно из слагаемых народности фольклора, "результат исторических судеб каждого народа, его этнического и культурного развития", "национальный вариант общечеловеческой демократической культуры ."

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе
Анализ возможностей гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов, представленный в специальной литературе [11; 12; 13], можно свести к следующим позициям: 1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их проф ...

Культурные формы системного мышления. Проблема идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...

Кризис современного школьного образования
В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, с ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru