Виды и характеристика средств обучения

Страница 1

Рассматривая средства обучения, используемые на занятиях по ОБЖ, акцент делается на их специфике и особенностях применения. Средства обучения влияют на развитие учащихся не сами по себе, а лишь в процессе обучения, когда они используются в их учебно-познавательной деятельности.

Вербальные средства обучения по-прежнему продолжают занимать значительное место в арсенале современного учителя. Это в полной мере относится и к преподавателю ОБЖ. На занятиях по ОБЖ не следует забывать и о том, что одними словами научить детей безопасному поведению нельзя. Словесно-образная наглядность дает больший эффект, чем простой рассказ. Перефразируя известную фразу о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, можно сказать, что еще лучше и услышать, и увидеть, и подержать в руках.

Пример: если, изучая устройство противогаза или огнетушителя, ограничиться словесным описанием этих технических устройств, то можно предположить, что дети в силу своего общего развития поймут, о чем идет речь, но не более того. Если показать им схему этих устройств или их макеты (реальные образцы), то результат будет аналогичным. Но если дополнить свой рассказ показом схем, плакатов, макетов, реальных образцов, то будет достигнут наибольший эффект.

Устное слово, рассказ учителя, беседа с учениками, несмотря ни на что, остаются и еще долго будут оставаться основными средствами общения между преподавателем и обучаемыми. Вот почему к речи преподавателя предъявляются высокие требования, поскольку она рассчитана на восприятие учащимися разных возрастных групп и должна быть максимально приближена к уровню их развития. Кроме того, не надо забывать, что слово на занятиях по ОБЖ служит не только средством передачи знаний, но и образцом мыслительной деятельности, так как должно показывать логику размышлений над имеющимися фактами, происходящими событиями, явлениями и подводить обучаемого к пониманию главной сути протекающих при этом процессов, чтобы на этой основе правильно и быстро оценить обстановку и принять оптимальное решение.

Примером использования вербальных средств обучения на занятиях по ОБЖ может служить комментированное размышление, когда ученик, прежде чем приступить к формированию умения, а затем и навыка выработки оптимального алгоритма действий, вначале решает ситуационные задачи, вслух описывая принятый им вариант поведения, давая при необходимости пояснения или отвечая на вопросы преподавателя.

Словесное общение служит не только для передачи знаний, но и является средством управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Используя слово, учитель управляет ходом учебной работы, пробуждает интерес к учебному материалу, придает необходимую эмоциональную окраску действиям учащихся, создает у них высокий уровень мотивации к обучению. Чаще всего словом учитель может среагировать на нестандартные действия учеников, поправить одного и похвалить другого, дать пояснения и разъяснения, установить и поддерживать обратную связь.

Визуальные средства обучения занимают важное место на занятиях по курсу ОБЖ. Именно они позволяют в полной мере реализовать принцип наглядности в обучении. Считается, что основной объем информации человек получает через органы зрения (более 80%).

К данным средствам обучения следует отнести:

• предметы и объекты (естественные и искусственные), которые человек использует для решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, специальным образом подготовленные для решения учебных задач на занятиях по ОБЖ. Диапазон здесь довольно широк, и пределов практически нет;

• иллюстративный материал, который может включать схемы, плакаты, слайды, планшеты, карты, символьные изображения и многое другое. Очень часто эти средства обучения на занятиях по курсу ОБЖ бывают просто незаменимы, так как позволяют показать недоступные процессы или явления, раскрыть их особенности, сконцентрировать внимание на наиболее важных моментах;

• диафильмы, диапозитивы, кододиапозитивы, слайды и т. п. используются практически на всех занятиях по ОБЖ, так как просты, доступны и очень эффективны, позволяя всесторонне продемонстрировать различные явления, процессы и объекты.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Технологическое обоснование необходимости применения интерактивных форм преподавания
Студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизвед ...

Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
Одно из направлений работы социального педагога в школе – это правовое воспитание старшеклассников. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В основу работы по правовому просвещению положено ...

Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
Как показано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богаты ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru