Организация, содержание и методы опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Организация, содержание и методы опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Страница 3

Программа достижения психофизического здоровья личности содержит следующие разделы:

Показатели психофизического здоровья личности (по оценке функциональных систем организма), к которым нужно стремиться путем достижения этой цели.

Программа физического развития.

Содержание, средства и методы двигательной подготовки.

Методика закаливания.

Совершенствование приемов психорегуляции своего состояния.

Программа избавления от вредных привычек.

Реализация собственной программы позволит учащимся ощутить себя творцами своего здоровья, тем самым способствуя выработке ценностного отношения к основному продукту программы - психофизическому здоровью.

Такое поэтапное включение старшеклассников во все более и более сложные виды познавательной и практической физкультурно-оздоровительной и практической деятельности способствует эффективному формированию чувств, воли, разума и поведения, необходимых для добровольной и осознанной реализации каждой личностью здорового стиля жизни.

Всего в педагогическом эксперименте участвовало 240 учащихся-старшеклассников, 120 из которых составили контрольную группу и 120 - экспериментальную, участвующую в преобразующе-формирующей деятельности.

В состав обеих групп входили лица как мужского, так и женского пола в равных пропорциях.

На третьем этапе (1999-2000 г.) была осуществлена математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе второго этапа. Эти результаты обсуждались в Кинеле в 1999 г. (38), а также на Российской научно-практической конференции в г.Самаре в 2000 г. (35) и на Международной научно-практической конференции в г.Тольятти в 2000 г., на Международной научно-практической конференции в г.Санкт-Петербурге в 2000 г. (37).

Для успешного достижения цели работы и решения поставленных задач был сформирован комплекс взаимодополняющих методов исследования. В выборе методов и определении методологии педагогического исследования мы руководствовались разработками и рекомендациями Ю.К. Бабанского (22) и В.В. Краевского (108).

При формировании комплекса методов мы основывались на мнении известного теоретика физического воспитания Б.А. Ашмарина, что для получения полной характеристики обучения и воспитания педагогические исследования должны использовать медико-биологические показатели.

Учли мы при выполнении и оформлении своего исследования замечания Н.А. Карпушко, М.А. Петрачева, С.В. Молчанова к написанию диссертационных работ по физическому воспитанию (98).

В нашей работе были использованы следующие методы исследования: методы теоретического обобщения и анализа; педагогического наблюдения; анкетирования; педагогического констатирующего и преобразующе-форми-рующего эксперимента; психологические методы - (цветовой тест Люшера) и методика Спилбергера для определения уровня тревожности личности; социологические (методика Рокича-Ядова); медико-биологические (экспресс-скрининговая методика Апанасенко); математические (корреляционно-графический и статистические методы).

Методика исследования ценностных ориентации с целью выяснения диспозиционной системы личности В.А. Ядова была подробно описана в первой главе нашей работы.

Для выяснения степени сформированности волевой сферы старшеклассников им была предложена анкета с 18 произвольно расположенными волевыми качествами (Приложение 3). Респондентам предлагалось расставить волевые качества в порядке, их значимости в процессе формирования здорового образа и стиля жизни. Анкетирование проводилось дважды - в начале и в конце эксперимента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Модели мышления как системы
Появление темы формирования мышления как образовательного результата связано с известным тезисом Э.В. Ильенкова: «школа должна учить мыслить» [10]. Но перевод этого философского тезиса в практический план требует «положить» в качестве исходной какую-либо модель мышления: одних общефилософских рассу ...

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер – воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношен ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru