своевременное выявление патологических отклонений психофизического развития и "нормализация" (Б. Нирье, 1969) жизнедеятельности ребенка с первых дней жизни;
обеспечение равных возможностей для всех детей и их родителей в получении своевременной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи.
Наряду с основными функциями национального дошкольного образования служба ранней комплексной помощи, в том числе и коррекционно-педагогической, призвана выполнять дополнительные функции:
оздоровительную (охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, удовлетворение потребности семьи в оздоровительных услугах, профилактика соматических отклонений здоровья, предупреждение возникновения вторичных нарушений на фоне основной патологии с целью ослабления инвалидизации ребенка);
диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования);
коррекционно-компенсаторную (обеспечение своевременной адекватной коррекционно-развивающей помощи, своевременное исправление имеющихся психофизических нарушений, возмещение нарушенных функций);
информационно-консультационную (психолого-педагогическое содействие укреплению семьи, ранней социализации и развитию детей, обеспечение родителям выбора адаптивных образовательных программ, реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-образовательных услуг).
Моделирующий уровень
Ранняя комплексная помощь может оказываться детям в возрасте до трех лет с "факторами риска" в развитии в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и в семье. Она организуется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Ранняя комплексная помощь включает мероприятия, направленные на выявление психических и/или физических нарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям.
Ребенку раннего возраста, находящемуся в учреждении здравоохранения, социальной защиты, создаются условия для получения психолого-педагогической помощи в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается ребенку с учетом индивидуальных особенностей и соответствующих программно-методических материалов, с использованием вспомогательных коррекционных средств.
Материально-техническая база служб ранней комплексной, в том числе и коррекционно-педагогической помощи формируется в зависимости от потребностей населения в такой услуге и включает помещения, сооружения, оборудование, индивидуальные технические или иные средства, необходимые для эффективной комплексной помощи детям раннего возраста как в условиях семьи, так и в учреждениях образования и здравоохранения.
Реализация разработанной модели обеспечит, на наш взгляд, целостный характер функционирования и развития рассматриваемой системы в республике и регионах. Она позволит устранить ведомственную сегрегацию в управлении, установить действенную" взаимосвязь между институтами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты различных уровней, а также удовлетворить потребность образовательной сферы в кадрах для работы с детьми раннего возраста, обеспечить население необходимыми психолого-педагогическими и социально-медицинскими услугами.
В Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система учреждений, предлагающих образовательные услуги детям дошкольного возраста и их родителям (Концепция дошкольного образования, 2000). Реструктуризация указанной системы учреждений, связанная с открытием в их составе служб ранней диагностики и комплексной помощи, позволит повысить эффективность" психолого-педагогических и социально-медицинских услуг детям раннего дошкольного возраста.
Тонкости педагогики:
Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников
Контрольный эксперимент Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения. В ходе эксперимента мы хотели выяснить: научились ли 30% учащихся правильно, осознанно читать. Для этого были проведены след ...
Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими
религиозно-сектантскую направленность
Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции [47]. Первая из них состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующих ценностных ориентаций, в создании и развитии определенных символических структур значен ...
Обобщение исследований творческой активности младших школьников
В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом эксперимента послужил мой класс в период с 2007г. по 2010г. (с 1 по 4 кл.) Целью исследований было выявить влияние стимулирования воображения, творческого мышления, р ...