Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Современная педагогика » Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Страница 4

Реализация принципа системности развития предполагает учет в коррекционно-развивающей работе структуры и иерархии конкретного варианта атипичного психического развития, понимания пути этого развития, причин наблюдаемой патологии, определения той возрастной точки, после которой началось уклонение от условно-нормативного варианта развития. Это дает возможность построить индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка, "с нужного места" (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Новый дидактический принцип единой образовательной среды (А.А. Леонтьев) в системе ранней комплексной помощи предполагает, по нашему мнению, создание коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды (без "барьеров") и развивающей социальной среды (доступность для каждого ребенка в соответствии с его правами и потребностями необходимого комплекса социально-психологических, медицинских и образовательных услуг).

Принцип индивидуализации в полной мере отражает современную парадигму специального дошкольного образования. Он закрепляет необходимость опираться в коррекционно-развивающей работе на образовательные потребности личности, ее индивидуальные особенности, а не на внешние признаки поведения и деятельности детей. Реализация этого ключевого принципа коррекционной педагогики и психологии обеспечивает наиболее полную обратную связь с ребенком, понимание его трудностей, своевременное фиксирование его достижений и их стимулирование. Имеющиеся у детей дошкольного возраста с "фактором риска" сложные психосенсомоторные нарушения обусловливают необходимость установления постоянной обратной связи с ребенком, начального, текущего и итогового контроля за динамикой его развития в дошкольном учреждении и семье.

Принцип динамичности и гибкости предполагает индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов ранней коррекционно-педагогической помощи. В ее основе видится социально-адаптационная направленность, вариативность содержания и дифференциация коррекционно-развивающей поддержки, а не приоритет нормативных образовательных стандартов. Актуальным, особенно в условиях интегрированного воспитания, является создание новых и адаптация типовых учебных программ к нуждам конкретного ребенка (А.Н. Коноплева, 2002; Е.М. Калинина, 2003; Т.Л. Лещинская, 1997; Л.И. Солнцева, 1997; Т.И. Шамова, 1996; Н.Д. Шматко, 1997 и др.).

Учет принципа мотивированности деятельности необходим для планирования, отбора средств и условий активизации мотивационно-потребностной сферы детей дошкольного возраста с психофизическими нарушениями, в частности с ранней социальной и психоэмоциональной депривацией. Это один из самых значимых и сложных аспектов коррекционно-образовательной работы. У детей, особенно дошкольного возраста, отмечается выраженная незрелость рассматриваемой сферы. Важно, чтобы воспринимаемая ребенком в процессе обучения информация, отражаемый в сознании опыт приобретали субъективный, личностный смысл, "присваивались" ребенком. Здесь срабатывает универсальное правило в коррекционной работе: "если интересно, значит, хочу узнать, понять, рассмотреть . ", ребенка привлекает "учение с увлечением" (Ш. Амонашвили). Активизация внимания, познавательных мотивов ребенка с проблемами развития - неотъемлемое условие успешности в усвоении значимого для него опыта.

Принцип целостности воспитательного процесса близок к принципу комплексного подхода в коррекционно-образовательной работе, целостности и системности в организации и определении ранней медико-психолого-педагогической помощи детям, выражается в разностороннем и целостном осмыслении потребностей и возможностей ребенка, характера взаимодействия специалистов и семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер – воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношен ...

Реализация языковой компетенции при обучении синтаксическим нормам
Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности ч ...

Методическая схема изучения признаков равенства треугольников
Систематический курс геометрии начнем изучать в 7 классе со знакомства с основными свойствами простейших геометрических фигур, которые сформулированы в виде аксиом. № 47, стр.23 АС и ВС пересекаются, т.е. точка В лежит в одной полуплоскости, а точка А – в другой (?) Точка В1 (АС) и лежит между точк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru