Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Современная педагогика » Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь

Страница 3

Теоретическое обоснование необходимости реструктуризации системы специального дошкольного образования в Республике Беларусь и введения новой службы ранней комплексной помощи детям "группы высокого риска"

Теоретический уровень разработки проекта предполагает решение следующих задач:

научное обоснование концептуальной модели и определение методологических принципов ранней социализации детей, оказания им необходимых коррекционно-образовательных услуг с первых дней жизни;

определение стратегии построения базовой модели (республиканского уровня) и на ее основе - возможных региональных вариантов ранней диагностики отклонений развития и комплексной помощи семье и ребенку;

экспериментальная апробация проекта с целью проверки его эффективности;

совершенствование базовой модели на основе результатов апробации в системе образования;

разработка программы, обеспечивающей реализацию концепции ранней помощи в системе образования до 2010 года.

Разрабатывая проект концепции ранней комплексной помощи, мы опирались на зарубежный и отечественный опыт, накопленный в классической и современной психолого-педагогической науке. Это педагогическое наследие Я.А. Коменского, Э. Сегена, М. Монтессори, содержательные и эффективные методики дошкольного образования XX века, обогатившие специальную педагогику: педагогический опыт Отто Шпека, Мюнхенская диагностика (Германия), методика Н. и П. Ботта (Франция), Карла Грюневальда (Швеция), кондуктивная педагогика А. Пето (Будапешт), методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса, опережающее обучение Г. Домана, также программы раннего выявления и ранней комплексной помощи ребенку (Россия).

Актуальные проблемы ранней коррекционно-образовательной помощи детям решаются на современном этапе с учетом теоретических положений, основанных на признании:

ведущей роли деятельности и ее изменения на протяжении дошкольного периода развития (А.Н. Леонтьев и др.);

значимости и необходимости общения в своевременной социализации личности, установления контактов, обратной связи с окружающими людьми с первых дней жизни (Л.И. Божович, 1968; М.И. Лисина, 1974 и др.);

руководящей роли взрослых как г основного условия амплификации развития ребенка в разных видах деятельности (А.В. Запорожец, 1998 и др.);

интенсивного социального развития ребенка в дошкольном возрасте как наиболее сенситивного к усвоению опыта (Л.С. Выготский)

Современные научные исследования доказывают, что первые три года жизни являются определяющими для развития ребенка, а сензитивность дошкольного детства к овладению способами усвоения общественного опыта определяется ростом и развитием мозга, завершающимся в 7-8 лет. В гуманистической психологии отмечается, что сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства жизни не мешают этому (А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Хьелл). Ранее существовавшая в дефектологии парадигма "приспособления", "упражнения и тренировки" оказалась недостаточно эффективной и заменена на направленность психолого-педагогической коррекции на активное формирование того, что может быть достигнуто ребенком в перспективе и в соответствии с его возможностями, с учетом социально-психологических нормативов общества. В рамках такого подхода в современных исследованиях предложены новые принципы коррекционно-компенсаторного сопровождения (Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович, М.М. Семаго и др.).

Принцип замещающего онтогенеза радикально изменяет понимание причин и характера психического и физического развития детей.

Исходя из уникальности конкретного возрастного периода (дошкольного, школьного и т.д.), определяется другой принцип - "нормативности", раскрывающий эталонное содержание развития на данном возрастном этапе и механизмы взаимосвязи сегодняшнего и завтрашнего дня в развитии ребенка, определения исходной позиции для коррекционно-развивающего сопровождения с использованием условно-нормативных показателей типичного онтогенеза (Л.А. Зайцева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Методика коррекционной работы по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста
Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуком в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии б ...

Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении
Практической базой исследования является Иртышская средняя общеобразовательная школа № 1. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения. В процессе работы по данной теме были ...

Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совмес­тима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игро­вые технологии, проблемное обучение, развив ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru