Для первого элемента орнамента: три квадрата разного цвета и размера (красный, зеленый, желтый или красный, желтый, черный). Самый большой квадрат является основой. Из двух остальных воспитательница вырезает по четыре квадрата. Получившиеся фигуры дети наклеивают: к углам основы приклеивают сначала большие, а потом маленькие квадраты, при этом ровно подгоняют каждый слой к краям фона. Так создается узор с рассеченными разноцветными уголками.
Второй элемент состоит из вписанных в квадрат поставленных на угол квадратов. Заготовка для аппликации берется из двух квадратов разного размера и цвета: 15х15 см (красный), 8х8 см (желтый). Заготовка 8х8 см разрезается на четыре части и квадратики наклеивают в виде стилизованной розетки углами к центру орнаментального украшения.
Третья фигура получается при наклеивании треугольников к сторонам квадрата. Чтобы образовать просвет между треугольниками, надо взять два квадрата разного цвета и размера. Если фоном служит квадрат со сторонами 15 см, то второй квадрат должен быть со сторонами 12х12 см. этот квадрат и разрезают по диагонали, чтобы получить необходимые для узора треугольники.
Таким же образом получают треугольники для следующего элемента – четвертого. Только берут разноцветные квадраты и наклеивают вырезанные из них треугольники углами к середине, плотно подгоняя друг к другу. А из двух равнобедренных треугольников разной окраски можно составить звездчатую фигуру.
Широко распространен в башкирском орнаментном искусстве элемент, образованный из сочетания квадрата с треугольниками. Они наклеиваются к сторонам поставленного на угол квадрата (середины) и в местах соединения двух треугольников с одной и другой стороны. Для аппликации воспитательница готовит полоску 4х12 см и квадрат 4х4 см другого цвета. Розетка же с разноцветными лепестками создается из отдельно вырезанных частей. Лепестки вырезать приемом складывания прямоугольника пополам или на глаз. Сначала наклеивают лепестки сверху, снизу, слева, справа, а затем между ними. Так образуется красивая розетка. Приемом симметричного вырезания получают элемент в виде завитка, к которому затем подклеивают дополнительные детали, акцентируя их цветом. Эти элементы воспитательница использует при создании аппликаций по типу украшения силуэтов традиционных изделий быта и одежды башкир. Примерные варианты орнаментации узорной полосы, ленты, кисета, полотенца и ковра: в них представлены разные приемы композиционного решения аппликаций. В первом образце элементы узора размещены по принципу зеркальной симметрии. Здесь от средней фигуры, составленной из треугольников, слева и справа повторяются розетки. Горизонтальность узорного ряда подчеркнута мелкими квадратами, расположенными между отдельными частями. Орнаментация узорной ленты построена приемом чередования группы элементов по горизонтали. Они по краю обрамлены узкой каймой, которая выделяет форму ленты. Плоскость кисета украшает вписанный прямоугольник, оформленный уравновешенным орнаментом из розетки, завитка и маленьких треугольников. Узорное решение полотенца составляют горизонтальные полоски, наклеенные в несколько рядов. Наряду с простыми узкими полосками даны орнаментированные ряды из чередующихся по цвету квадратов, а также треугольников, вписанных в плоскость более крупных по размеру квадратов. Комбинации разноцветных треугольников составляют основное содержание фрагмента ковра, который чаще всего является результатом коллективной деятельности детей.
Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. В основных направлениях, содержании и форме работы с детьми по использованию мотивов народного орнамента в детском саду, должны учитываться программные требования и уровень подготовленности детей старшей группы к передаче содержания орнамента в рисовании и аппликации. Находят отражение общие задачи интернационального, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
Тонкости педагогики:
Соотношение личного творчества учителя и творчества ученика на занятиях
керамикой
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится ...
Учебно-методическая линия В.М. Константинова
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Графф, 2003 - 304 с.: ил. Я считаю этот учебник достаточно хорошим для изучения зоологии. Учебник начинается со статьи «Как по ...
Общая система воспитания и физической подготовки
Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе – это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющи ...