Актуальность работы – исследования в области детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX – начале XX в. в детской психологии произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психологическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл, и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо (Франция), М. Вернон, О' Коннор (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария). В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева. Важнейшие идеи и положения по детской психологии были сформированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской. В современной психологии труда можно выделить следующие направления исследований: рационализация режимов труда и отдыха, воспитание положительной мотивации, психолого-педагогические вопросы трудового обучения. Общая психология изучает психологические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психологические свойства (способности, характер).
Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, разрабатывал различные проблемы детской психологии. Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психологические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития.
Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, элементов трудовой. Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Детская психология решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности.
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей. Психическое развитие ребенка – процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к другой. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации. Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов, а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.
Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования - формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.
Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков. Активное участие и посильная помощь взрослым поддерживает у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Эмоциональную настройку детей, интерес к самостоятельным действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками, которые прививают необходимые навыки в увлекательной, творческой форме. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека. В процессе развития и воспитания постепенно устанавливаются сложные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.
Задачи:
Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.
Методы исследования:
теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу;
теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты сущность и содержание трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, прогностической модели трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; в обосновании научных подходов к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы: работа состоит из 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Тонкости педагогики:
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...
Задачи работы детского сада с семьей
1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности; 2.Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы); 3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания; 4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения. Современные проблемы взаимодействия ...
Исследование значения нравственного воспитания в работе с
гиперактивными детьми
Для проведения исследования по данной теме предлагаются следующие методы: Теоретические методы: изучение научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы – анкета; сравнение и обобщение. С целью практического обоснования вводов, полученных в ходе теоретического изучения проб ...