2. Адаптация специальных терминов и определений.
3. Минимизация новой научно-технической информации.
Диагностическое тестирование проводится в конце урока ОБЖ, предшествующего изучению темы. Для этого преподаватель раздает ученикам карточки с вопросами.
Карточки тестирования.
1. Радиоактивность — это: а) активность радиостанций в эфире; б) свойство распада атомных ядер: в) продолжительность работы радиопередатчика в сутки.
2. Ионизирующее излучение — это: а) излучение ионов; б) излучение при поглощении ионов; в) излучение, образующее ионы.
3. Радиация представляет собой: а) опасное излучение; б) развитие радиовещания; в) сильнодействующие ядовитые вещества.
4. Дезактивация — это: а) нанесение упреждающего удара; б) очистка от радиоактивных веществ; в) извлечение запала из гранаты.
5. Дозиметрический контроль — это: а) измерение дозы радиоактивного облучения; б) предзимний метеопрогноз; в) контроль наркотической дозы.
6. Период полураспада — это: а) пятидесятипроцентное разрушение конструкции; б) время, необходимое для разложения половины органической массы; в) время уменьшения количества радиоактивных частиц в 2 раза.
7. Лучевое поражение — это: а) результат действия лазера (бластера); б) следствие сильного пожара; в) действие ионизирующего излучения.
8. Атом — это: а) совокупность нуклонов и электронов; б) термоядерный заряд; в) основная неделимая часть вещества.
По окончании тестирования ученики сдают карточки с ответами преподавателю. Педагог подсчитывает количество правильных ответов и заносит их в таблицу, по которой затем оценивает результаты тестирования.
Выявив при помощи тестирования уровень знаний учащихся, преподаватель формулирует общую цель системы уроков по этому разделу и конкретную — каждого урока. Под них выбирает метод проведения урока, содержание учебного материала и средства обучения.
Например, общими целями могут быть: понимание перспективности изучения радона и методов и средств защиты от него; воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе. Конкретными целями отдельного урока может быть: умение оперировать современными терминами и понятиями в области ядерной энергетики; приобретение навыков распознания и оценки негативного воздействия радиации; получение знаний в области защиты от воздействия радиации и т.п.
Педагог выбирает содержание уроков, руководствуясь результатами диагностического тестирования. Если правильных ответов (S) до 20%, рекомендуется выбрать вариант «А»; до 50% — «Б», а если их больше половины — «В»(смотреть ниже).
Каждому варианту серии уроков соответствует свой набор терминов и определений, которые нужно пояснить учащимся. Вот их перечень для первого урока:
Вариант «А»:
атом, радиоактивное излучение, радиоактивное загрязнение; радиоактивность, радиоактивные вещества, натуральные радиоактивные вещества — радий, уран, плутоний, радон; дозиметрический контроль — измерение дозы облучения с помощью специальных приборов, а также определение термина «доза».
Практика показывает, что особое внимание необходимо обратить на рассказ о воздействии ионизирующих излучений на организм человека.
Вариант «Б»:
естественный радиоактивный фон, ионизирующее излучение. Радиоактивные вещества — вещества, обладающие свойством радиоактивности; период полураспада; уровни радиации (уровни - фона) — показатель интенсивности радиоактивного излучения, измеряется в рентгенах; лучевое поражение, лучевая болезнь. Зиверт, бэр, кюри. Адсорбенты — медицинские средства (например, активированный уголь) способствующие выводу из организма радиоактивных веществ. После этого учащимся излагается краткий обзор по теме «Радон и защита от него», при этом главное внимание уделяется именно приборам, с помощью которых регистрируется количество содержания радона в веществах и материалах и способам защиты от облучения.
Тонкости педагогики:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...
Причины и способы устранения типичных ошибок при выполнении раздела
«Аудирование» ЕГЭ
Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. В статье З.А. Кочкиной отмечается, что «…усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование» [25]. Поэтому аудирование вызывает наибольшие трудности. Результаты выполнения ЕГЭ по а ...
Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...