Из всего выше сказанного следует, что в школьном курсе «ОБЖ» не рассматриваются темы, связанные с радоновой опасностью и радонозащитой, но, на мой взгляд, они должны обязательно быть введены в курс ОБЖ, чтобы дать учащимся представления о видах облучения, путях попадания источников ионизирующего облучения в окружающую среду, рассказать об их влиянии на среду и организм человека, о методах защиты от радиоактивного излучения, о вреде и пользе радона, являющегося самым радиоактивным газом из существующих.
Данные вопросы предлагается рассматривать в курсе ОБЖ за 8 класс, по причине того, что в 8 классе рассматриваются вопросы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» и «Обеспечение радиационной безопасности населения» в теме «ЧС техногенного характера и защита населения», рассчитанной на 4 урока. Эти две лекции непосредственно связаны с вопросами радонозащиты, т.к. в них также ведется речь об ионизирующем излучении, вреде, который оно наносит, а также используется схожая терминология (радиоактивность, ионизирующее излучение, радиационный фон) и единицы измерений (рентген, зиверт, грей, рад, кюри, беккерель). Но сам урок на тему «Радон и защита от него» я бы предложил включить в другой тему, рассчитанную на 5 уроков: «Нарушение экологического равновесия». Это связанно с тем, что эта тема изучается по времени позднее темы «ЧС техногенного характера и защита населения», и поэтому ученики уже будут ознакомлены с необходимыми терминами и будут иметь уже какое-либо представление об изучаемой теме, а также с тем, что газ радон имеет все же большее отношение к природной, нежели техногенной составляющей курса.
Уроки 15-17. Нарушение экологического равновесия
Учебные вопросы.
1. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.
2. Изменение состава атмосферы (воздушной среды).
3. Изменение состояния гидросферы (водной среды).
4. Изменение состояния суши (почвы).
5. Показатели предельно допустимых воздействий на природу.
Цель
: По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания.
Основное содержание урока.
1.Понятие об антропогенных изменениях в природе. Две категории антропогенных изменений в природе преднамеренные преобразования, попутные изменения. Формы воздействия человека на природу изменение структуры земной поверхности; изменение энергетического и теплового баланса, изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящих в нее веществ; изменения, вносимые в биологическое разнообразие мира. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Основные категории доз и концентраций, максимально и минимально допустимые. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
2.Атмосфера, как важный элемент окружающей среды для всех биологических форм жизни на Земле. Функции воздуха в жизнедеятельности человека. Неблагоприятное воздействие изменения состава и свойств воз душной среды на организм человека
Изменение климата и прозрачности атмосферы. Понятие о климате и климатообразовании. Влияние хозяйственной деятельности человека на различные компоненты климата. Проблема потепления климата и причины этого. Парниковый эффект вследствие загрязнения атмосферы мелко дисперсной пылью. Меры по борьбе с изменением климата.
Тонкости педагогики:
Содержание исторического образования в университетах России
Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университ ...
Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время ...
Развитие навыков трудолюбия у младших школьников
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным вне ...