Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация – это цель и результат процесса формирования личности и, одновременно, критерий его успешности. Однако и здесь – в определении успешности процесса воспитания личности – пространство интерпретаций едва ли не бесконечно. Так, по словам Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения цели воспитания можно рассматривать современных авторов концепции «воспитания жизнеспособного поколения» (направленность на выносливость, на отстаивание себя ради выживания).
Шмаков С. подчеркивал, что человек исчезает в самоутверждении, в самодовольстве, а потому «жертва есть путь реализации личности». Такое видение еще недавно если не полностью исключалось из пространства социологического сознания, то допускалось в него как некая религиозно-философская мифологема. За ней признавалась (более или менее) функция создания «одушевляющего антуража», «рамок социальных приличий», которыми назойливые фундаменталисты от морали пытаются ограничить «нормальных» людей, «естественно» стремящихся к индивидуальному успеху.
Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности.
Потребность в самореализации – стремление к счастью; желание использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.
В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому максимально должны быть использованы возможности выбора и «свободы передвижения» ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности.
Второе условие - это осознавание педагогом мотива, который привел ребенка в клубы, студию и т.д. Изучив личностные мотивы всех участников группы, педагог формулирует значимую и эмоционально наполненную, общую для всех участников группы цель. Это может быть создание какого-либо общего «творческого продукта» (спектакля, журнала, экспонатов для выставки и т.д.), выбор которого зависит от возрастных и психологических особенностей, увлечений участников группы. Педагогу необходимо помнить, что решение о конечном творческом результате - это момент «доброй воли». Предложение может исходить и от самих детей, и от педагога, но оно должно быть обсуждено и принято всеми участниками группы (можно убедить или увлечь, нельзя просто навязать).
Третье условие - создание образовательной среды (окружающей обстановки и психологической атмосферы), наилучшим образом способствующей организации той деятельности, которую сам ребенок оценивает как полезную и интересную.
Тонкости педагогики:
Межпредметные связи и их роль в формировании связной
речи младшего школьника
Одним из важнейших критериев обучения русскому языку наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (аудирование, чтение, говорение и письмо). Обучение рус ...
Правовое регулирование инновационной деятельности
Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне ...
Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроен ...