Виды и характеристика средств обучения

Страница 2

В то же время следует отметить, что визуальные средства обучения без словесного пояснения неэффективны, поэтому они, как правило, служат основой для комментария учителя или ученика. Очень важным является тот факт, что визуальные средства обучения служат своеобразным мостиком между умственным и чувственным познанием. Зачастую только они способны показать объекты, явления и процессы в условиях учебного занятия, наглядно раскрыть их особенности, продемонстрировать многое, вплоть до тактильных ощущений. Без них на занятиях по ОБЖ невозможно достичь большинства учебных целей.

К сожалению, большинство учебных заведений в недостаточной мере оснащены средствами обучения такого рода. В этом случае можно изготовить их самостоятельно или использовать отслужившие положенный срок образцы.

Использование визуальных средств обучения на занятиях по ОБЖ должно быть дидактически правильно организовано.

Во-первых, они обязаны соответствовать содержанию учебного материала, опираться на ранее приобретенные знания и возбуждать познавательный интерес у обучаемых.

Во-вторых, обеспечивать необходимый уровень восприятия из любой точки учебного помещения (средства малых форм могут демонстрироваться последовательно или быть в количестве, достаточном для одновременной работы всех учащихся).

В-третьих, исключать возможность неправильного толкования при их демонстрации.

В-четвертых, позволять преподавателю фиксировать реакцию обучаемых и поддерживать обратную связь.

В-пятых, быть оптимальными по количественным и временным показателям.

Аудиовизуальные средства обучения сочетают в себе достоинства вербальных и визуальных средств обучения. К ним относится учебное телевидение, получившее в последнее время достаточно широкое распространение, учебные видеофильмы и кинофильмы, видеозаписи, сделанные по сюжетам различных телевизионных программ, озвученные компьютерные презентации и многое другое.

Некоторые преподаватели ОБЖ, используя технические средства обучения, заранее наговаривают текст, который затем проигрывается одновременно с показом кододиапозитивов, слайдов, диафильмов и т. п.

Заранее озвученный и записанный на магнитофон текст можно использовать при демонстрации различного иллюстративного материала. Такой прием позволяет избежать случайных оговорок, дает возможность преподавателю больше времени уделить наблюдению за учащимися, их реакцией на учебный материал, более точно рассчитывать время и т. д.

Технические средства обучения (ТСО) появились сравнительно недавно, но показали свою высокую эффективность и, не заменяя других средств обучения, заняли достойное место в арсенале современной школы. В ряде случаев они стали просто незаменимыми. К ним относятся приборы и устройства, используемые в процессе обучения.

ТСО делают обучение политехническим, так как обучаемые знакомятся с применением сложных технических устройств.

ТСО повышают эффективность и качество учебной работы, например, они могут сэкономить время, интенсифицировать учебный процесс, освободить от тяжелого рутинного труда, например, при проверке контрольных работ. Некоторые ТСО требуют предварительного обучения учащихся работе на них. ТСО можно использовать для:

• передачи информации;

• контроля качества усвоения учебного материала;

• отработки учебных действий, в том числе виртуально;

• повторения и закрепления пройденного материала.

Технические средства обучения, как правило, сопутствуют определенным методам обучения. ТСО, с одной стороны, выступают как материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, с другой стороны, они требуют владения особой методикой использования их в учебном процессе.

Методика применения ТСО:

• перед применением ТСО необходимо объяснять, что и как делать, например, после просмотра видеофрагмента быть готовым ответить на вопросы, обратить внимание на порядок действий;

• длительный экранный показ без другой учебной работы нежелателен, так как учащиеся ничего не записывают, а следовательно, не запоминают;

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Понятие интерактивного обучения и приемов
Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: переживание у ...

Педагогические требования к организации физкультурных праздников
Физкультурные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в старшей группе — два раза в год, периодичность проведения, продолжительность (в пределах 60 мин) дифференцируются в зависимости от возраста детей, условий проведения, задач и ...

Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через физкультурные праздники» Актуальность темы проекта Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши де ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru