В то же время следует отметить, что визуальные средства обучения без словесного пояснения неэффективны, поэтому они, как правило, служат основой для комментария учителя или ученика. Очень важным является тот факт, что визуальные средства обучения служат своеобразным мостиком между умственным и чувственным познанием. Зачастую только они способны показать объекты, явления и процессы в условиях учебного занятия, наглядно раскрыть их особенности, продемонстрировать многое, вплоть до тактильных ощущений. Без них на занятиях по ОБЖ невозможно достичь большинства учебных целей.
К сожалению, большинство учебных заведений в недостаточной мере оснащены средствами обучения такого рода. В этом случае можно изготовить их самостоятельно или использовать отслужившие положенный срок образцы.
Использование визуальных средств обучения на занятиях по ОБЖ должно быть дидактически правильно организовано.
Во-первых, они обязаны соответствовать содержанию учебного материала, опираться на ранее приобретенные знания и возбуждать познавательный интерес у обучаемых.
Во-вторых, обеспечивать необходимый уровень восприятия из любой точки учебного помещения (средства малых форм могут демонстрироваться последовательно или быть в количестве, достаточном для одновременной работы всех учащихся).
В-третьих, исключать возможность неправильного толкования при их демонстрации.
В-четвертых, позволять преподавателю фиксировать реакцию обучаемых и поддерживать обратную связь.
В-пятых, быть оптимальными по количественным и временным показателям.
Аудиовизуальные средства обучения сочетают в себе достоинства вербальных и визуальных средств обучения. К ним относится учебное телевидение, получившее в последнее время достаточно широкое распространение, учебные видеофильмы и кинофильмы, видеозаписи, сделанные по сюжетам различных телевизионных программ, озвученные компьютерные презентации и многое другое.
Некоторые преподаватели ОБЖ, используя технические средства обучения, заранее наговаривают текст, который затем проигрывается одновременно с показом кододиапозитивов, слайдов, диафильмов и т. п.
Заранее озвученный и записанный на магнитофон текст можно использовать при демонстрации различного иллюстративного материала. Такой прием позволяет избежать случайных оговорок, дает возможность преподавателю больше времени уделить наблюдению за учащимися, их реакцией на учебный материал, более точно рассчитывать время и т. д.
Технические средства обучения (ТСО) появились сравнительно недавно, но показали свою высокую эффективность и, не заменяя других средств обучения, заняли достойное место в арсенале современной школы. В ряде случаев они стали просто незаменимыми. К ним относятся приборы и устройства, используемые в процессе обучения.
ТСО делают обучение политехническим, так как обучаемые знакомятся с применением сложных технических устройств.
ТСО повышают эффективность и качество учебной работы, например, они могут сэкономить время, интенсифицировать учебный процесс, освободить от тяжелого рутинного труда, например, при проверке контрольных работ. Некоторые ТСО требуют предварительного обучения учащихся работе на них. ТСО можно использовать для:
• передачи информации;
• контроля качества усвоения учебного материала;
• отработки учебных действий, в том числе виртуально;
• повторения и закрепления пройденного материала.
Технические средства обучения, как правило, сопутствуют определенным методам обучения. ТСО, с одной стороны, выступают как материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, с другой стороны, они требуют владения особой методикой использования их в учебном процессе.
Методика применения ТСО:
• перед применением ТСО необходимо объяснять, что и как делать, например, после просмотра видеофрагмента быть готовым ответить на вопросы, обратить внимание на порядок действий;
• длительный экранный показ без другой учебной работы нежелателен, так как учащиеся ничего не записывают, а следовательно, не запоминают;
Тонкости педагогики:
Оценка эффективности программы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного
возраста – итоговый этап
С целью коррекции нарушений письма было проведено экспериментальное обучение детей младшего школьного возраста с несформированностью психологических процессов, языковых и речевых средств языка. По завершению коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста проводилось психолого-педаго ...
Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
В настоящее время в общественных и естественных науках применяется множество различных методов прогнозирования. Естественно, что педагогическое прогнозирование в начале своего развития может заимствовать соответствующие методы и приемы из других областей (социологии, психологии, кибернетики и т.д.) ...
Архетип коллективного бессознательного
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психол ...