В деятельности профессиональных учебных заведений в условиях быстрого развития экономики центральной проблемой является обеспечение качества подготовки квалифицированных рабочих. Только при условии успешной реализации этой проблемы возможно дальнейшее их укрепление и развитие.
На реализацию проблемы качества подготовки квалифицированных рабочих оказывают влияние значительное количество факторов и условий, определяющим из которых является уровень подготовки учебного процесса, на службу которому фактически и работают все звенья современного профессионального учебного заведения. Только при условии высокого качества учебного процесса, прежде всего процесса производственного обучения, возможна качественная подготовка квалифицированных рабочих.
Эффективность процесса производственного обучения в решающей степени определяется уровнем профессионального мастерства мастера являющегося основным учителем профессии будущих квалифицированных рабочих.
Тема «Способы прокладки кабеля» изучается 30 часов на первом курсе во втором полугодии.
Характеристика и основные технические данные силовых и контрольных кабелей. Основные технические требования к кабелям. Конструкции силовых и контрольных кабелей. Область применения кабелей различных типов. Основные элементы кабеля. Проверка сопротивления изоляции кабеля после укладки. Технология прокладки кабелей внутри зданий.
Внутри предметные связи темы:
Для изучения этой темы потребуются знания и умения из тем:
- «Технология прокладки кабельных линий в траншеях», «Общие сведения о кабельных линиях»;
Приемо-сдаточные испытания кабелей:
- определение целостности жилы,
- состояния изоляции кабелей и совпадение фаз.
- правила работы с мегомметром.
- схема определения мест повреждения различными способами;
Знания и умения, полученные в результате изучения данной темы, потребуются для изучения тем:
- «Конструкции концевых заделок и соединительных муфт», «Величина испытательного напряжения и длительность».
При распределении необходимо учитывать следующие требования:
- определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы, четкость и конкретность целей уроков;
- равномерность нагрузки на учащихся во время уроков;
- взаимосвязь уроков, их логическая последовательность.
В процессе обучения выделяют три функции:
Обучающая функция – освоение навыков по способу прокладки кабеля, научить быстрому поиску неисправностей в кабельных линиях, научить порядку проведения работ при прокладке кабеля.
Развивающая функция – формировать и развивать умения учащихся анализировать, научить учащихся умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, зрительно контролировать правильность и точность своих движений выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы, научить применять теоретические знания на практике, формировать поисковый стиль мышления.
Воспитательная функция – это формирование у учащихся определенных отношений к окружающей их действительности, к коллективу, формирование личности. В процессе производственного обучения у учащихся формируется мировоззрение, убеждения, уважительное отношение, как к своему труду, так и к чужому труду.
Все эти основные функции процесса обучения тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Таблица 1 Распределение материала темы на уроки
№ ур. |
Тема урока |
Учебные цели урока |
Воспитательные цели урока |
Развивающие цели урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Разметка трасс под кабельные линии |
сформировать у учащихся прочные практические знания по разметка трасс под кабельные линии, показать роль знаний основных положений в предупреждении и устранении основных ошибок, обучить рациональной организации рабочего места |
формировать профессионально важные интегративные качества личности: нетерпимость к браку, развитие предприимчивости, интереса к работе, стремление добиваться высоких результатов в работе |
научить учащихся умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, научить применять теоретические знания на практике |
2 |
Выбор кабеля |
научить учащихся выявлять дефекты, обучить само- и взаимоконтролю, самокоррекции |
формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося: ответственного отношения к порученному делу, критического мышления, чувства долга и ответственности |
формировать умения: планировать свои действия, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работ и т.д, формировать и развивать умения учащихся анализировать |
3 |
Прокладка кабеля в траншее |
научить работе со справочной литературой, обучить умению предвидеть возможные виды ошибок |
формировать у учащихся чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе |
формировать поисковый стиль мышления |
4 |
Прокладка кабеля по конструкциям |
сформировать (отработать) у учащихся навыки и привычки по прокладке кабеля в траншеях, показать роль знаний основных положений прокладки кабеля в траншеях в предупреждении и устранении возможных ошибок |
формировать у учащихся: стремлению к постоянному развитию способностей и мастерства, стремление к самоконтролю и само регуляции трудовой деятельности, научить учащихся преодолевать негативные последствия стрессовых ситуаций |
находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности |
5 |
Прокладка кабеля по опорам |
обучить учащихся действиям и приемам. Научить учащихся своевременно предупреждать возникновение ошибок |
формировать у учащихся способностей к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам; умения работать в бригаде, звене |
зрительный контроль правильности в своих движениях |
Подбор учебно-производственных работ один из сложнейших элементов планирования, так как необходимо исходить как из педагогических принципов, так и из реальных возможностей. Сущность дидактических требований к подбору учебно-производственных работ:
- производственная ценность;
- соответствие учебной программе;
- посильность;
- постепенное усложнение;
- разнообразие;
- типичность профессии.
Подбор учебно-производственных работ для изучения операций имеет комплексный характер. Искусство подбора учебно-производственных работ да изучения операций состоит в том, чтобы изучаемая операция в содержании соответствовала работе и была преобладающей.
Учебно-технические требования представляют собой характеристику учебно-производственных работ с точки зрения требований их к материалу, конфигурации, характеру заготовок, размеру, весу и тому подобное. Эти требования отражают включаемые приемы и операции, точность, качество обработки, взаиморасположение деталей сложного изделия, соответствие нормативным параметрам и тому подобное.
Таблица 2 Перечень учебно-производственных работ
Время (месяц) изуч. темы |
№ темы (подтемы) прогр. |
Наим. тем (подтем) программы |
Время на изучение темы в часах |
Учебно-производственные работы |
Сложность работ (разряд) |
Рабочая норма времени (часы) |
Ученическая норма времени |
Кол-во работ на одного учащегося |
||
всего |
На произв. деятельность |
На инструктаж |
||||||||
1 курс февраль |
8 |
Способы прокладки кабеля |
30 |
25 |
5 |
Разметка трасс под кабельные линии Выбор кабеля Прокладка кабеля в траншее Прокладка кабеля по конструкциям Прокладка кабеля по опорам |
2 2 2 2 2 |
1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 |
2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 |
2 2 2 2 2 |
План производственного обучения в учебных мастерских
Группы 1 курса
На февраль 2011 г
Профессия – слесарь электромонтажник
Мастер производственного обучения Гусейнов Джавид Гумматолиевич
Количество учащихся в группе – 12 человек
Общий фонд учебного времени на производственную деятельность – 300 часов.
Таблица 3 План производственного обучения в учебных мастерских
Номер и наим. тем программы |
Кол-во часов на тему |
Наименование учебно-производственных работ |
Количество работ на группу |
Норма времени для учащихся (часов) |
Всего часов на групповое задание (часов) |
№ 8 Способы прокладки кабеля |
30 |
1) Разметка трасс под кабельные линии 2) Выбор кабеля 3) Прокладка кабеля в траншее 4) Прокладка кабеля по конструкциям 5) Прокладка кабеля по опорам |
24 24 24 24 24 |
2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 |
60 60 60 60 60 |
Материально-техническая база играет огромную роль в подготовке учащихся. Отдавая себе отчет, насколько серьезно отражается на качестве подготовки квалифицированных специалистов база обучения, мастер должен добиваться наличия хотя бы минимуму оснащения, предусмотренного соответствующими перечнями. В эти нормативные документы, определяющие основное и вспомогательное оборудование, инструмент, приспособления и вспомогательные инструменты, инвентарь, включаются также демонстративные приборы технические средства обучения о дидактические материалы.
В номенклатуру и количество оборудования для учебно-производственных мастерских следует вносить изменения, соответствующие требования новых учебных планов и программ. В зависимости от содержания выполняемых учащимися работ по данной профессии, училище может заменить отдельные виды оборудования, инструмента, приспособлений на другие, требующиеся в соответствии со спецификой производственного процесса на предприятии, где будет проходить практика.
Можно дополнительно оснащать мастерские новым оборудованием, поступающим взамен устаревшего. При этом должны быть учтены правила безопасность труда, установленные для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Кроме того, училище может оснастить мастерские учебно-наглядными пособиями и другими техническими средствами обучения, разработанными и изготовленными непосредственно в учебном заведении в процессе методической работы и технического творчества.
Учебно-производственное оборудование, а также средства механизации должны отвечать современному уровню техники и обеспечивать учащимся возможность изучения всех тем учебной программы.
Таблица 4 Объекты учебно-материальной базы
№ |
Наименование |
Характеристика, тип |
Количество |
||
На 1 учащегося |
на группу |
фонд мастера |
|||
1 |
Трос |
Стальной |
1 |
12 |
13 |
2 |
Маркер |
Черный |
1 |
12 |
13 |
3 |
Лебедка |
Автомобильная |
1 |
12 |
13 |
4 |
Ролики |
Раскаточные |
1 |
12 |
13 |
5 |
Лопата |
Нержавеющая с деревянной ручкой |
1 |
12 |
13 |
6 |
Лом |
Стальной |
1 |
12 |
13 |
Тонкости педагогики:
Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной школе должна быть тесно связана с развити ...
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
Как показано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богаты ...
Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...