Составляющие духовной культуры человека

Страница 1

Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время широко употребляются в литературе. Духовность – это соединение красоты, любви, долга и истины. В таком контексте она приближает человека к гармонии. Личность нравственная, как правило, духовная. Духовность – это определяющая, главенствующая её сущность. В ряду потребностей человека духовность является наивысшей. Духовному началу люди отдавали предпочтение во все времена. Духовность – стремление человека жить по совести, это производная совести, её логическое проявление. Это понятие вне социального происхождения, образования и профессии. Быть духовно развитым означает быть способным каждый день жить по законам высокой требовательности. Моральная культура учащихся характеризуется специфическими способами отношений к реальности, к личной деятельности, связанной с избирательным восприятием образцов поведения. Она имеет некоторые особенности: подразделение отношений и поступков на гуманные (благородные, возвышенные) и негуманные, нравственные ценности, принципы и нормы, эталоны поведения черпаются из практики общественных и межличностных отношений. Нравственность выражается в моральности человека по мере регулирования отношений, поступков, она охватывает все стороны деятельности и духовной жизни человека, нравственные нормы и образцы побуждают школьника соотносить своё поведение с определёнными нравственными эталонами [2, с.57]. Неотъемлемым компонентом духовного богатства школьника является эстетическая культура.

Она включает в себя развитие эстетических чувств и вкусов школьника, формирование эстетического сознания учащегося (способности осознавать красоту форм и гармонию красок, отличать истинную красоту от фальшивой), развитие художественных творческих способностей учащихся. Рост эстетической культуры обогащает нравственный мир школьника, возвышая личностные качества. Эстетическая культура учащегося проявляется в системе отношений с окружающими людьми в различных условиях (домашних, в школе, в общественных местах). Полноценное духовное образование не возможно без этической культуры. Цель этического образования состоит в формировании морального сознания старшеклассника, обеспечении не только знания и понимания моральных принципов и норм, но и в достижении осознанности их усвоения, способности руководствоваться ими. Этическая культура влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений. Она помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации. Моральное просвещение повышает культуру нравственного сознания и поведения. Нравственная культура стимулирует моральную способность молодёжи к усвоению знаний, готовность обогащать и умножать духовные резервы личности.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Преподавания как деятельность
Преподавание – один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной ...

Чтение как вид речевой деятельности
Чтение входит в сферу коммуникативно – общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения[10]. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Согласно Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н., чтение имеет следующую структуру: мотив, цель, ...

Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике
Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы – наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие – сами по себе весьма полезны на этапе получения фактическо ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru