Оценочный компонент обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры.
Составные части ролевой игры.
Рис.2.2.
Выделенные компоненты игры позволяют конструировать разнообразные экологические игры, оценивать их эффективность. Особенностью ролевых экологических игр является их межпредметная направленность. Учащиеся привлекают и перегруппировывают знания из многих предметов. При организации ролевых игр учитель должен обращать внимание и на краеведческую направленность ролевых игр, так как местные экологические проблемы особенно лично значимы для учащихся.
В становлении экологической культуры особое место занимают дискуссии. Дискуссии посвящены обсуждению каких-либо спорных (проблемных) вопросов на основе общения с целью выработки правильного решения. Отличительными чертами дискуссии выступают равенство позиций участников общения, наличие общей эмоционально-духовной атмосферы. Соединение проблемности с групповым обсуждением создает ситуацию «конфликта» идей, придавая экологическим знаниям ценностный личнозначимый смысл. Многоаспектный характер экологических проблем позволяет организовать по ним межпредметные уроки-дискуссии, когда группам учащихся следует взглянуть на них с позиций эколога, экономиста, биолога, географа.
Завершается изучение темы практической деятельности учащихся в природе. Наиболее гармоничного сочетания теоретической и практической деятельности можно достичь при разработке учебной экологической тропы, специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные экскурсии и геоэкологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшении. Экологические тропы создаются на территории различных природных комплексов в лесу, лесопарке, городском парке, в зонах отдыха и т.п. В экскурсионный маршрут целесообразно включать как естественные, так и антропогенные объекты, и, прежде всего те, ознакомление с которыми соответствует изучаемому материалу. В их число входят геологические, геоморфологические, гидрологические, почвенные, ботанические, зоологические объекты, природные и антропогенные гео- и экосистемы. Наряду с типичными объектами в состав тропы могут входить и памятники природы, которые интересны не только как уникальные творения природы, но и как имеющие историческую и культурную ценность. На экскурсионном маршруте следует особое внимание обращать на формы природопользования и следствия воздействия человека на природную среду, на антропогенные природные комплексы. Экскурсионные объекты и комплексы тропы призваны помочь формированию знаний учащихся о естественных процессах и связях в геосистемах, о природных комплексах, о взаимодействии человека и природы. Во время природоведческих экскурсий и работы на экологической тропе следует особое внимание уделить обоснованию правил поведения в природе, закреплению навыков их выполнения.
Таким образом, эффективность экологического образования можно повысить, используя краеведческий подход. В учебном процессе используют несколько форм обучения: факультатив, спецкурс, практикум, кружок, олимпиада, ролевые игры и т.п. Названные формы позволяют углубить имеющиеся знания и сформулировать у школьников экологическое мировоззрение, экологические умения и навыки.
Тонкости педагогики:
История патриотического воспитания в России
Обратимся к истории воспитания патриотизма в нашей стране. Россия всегда была духовной страной с высокоразвитыми культурными традициями. Развитие культуры и просвещения народов России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси первое упоминание об организации обучения и воспитания детей относи ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...
Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...