В последние годы все чаще используется коллективная форма организации учебной деятельности. Значение этой формы работы определяется совместным, кооперативным характером будущего труда школьников на предприятиях и учреждениях. Основными видами коллективной работы являются групповая работа, работа в парах, ролевые игры, дискуссии. При групповой работе группе школьников из 5-7 человек поручается общее задание, которое выполняется коллективно, а результат работы оформляется в виде единого ответа. Обычно задания для групповой работы могут быть либо одинаковыми, либо разными для групп класса.
Наиболее целесообразно строить занятия следующим образом. Теоретические разделы освещаются учителем в виде беседы или лекции, далее организуется обсуждение учащимися рассмотренных вопросов – семинар, конференция. Лекции вводят учащихся в существо экологических проблем, а расширение фактической базы знаний об этих проблемах и путях их решения, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы на основе фактов происходит на уроке самостоятельной работы.
На семинарах обсуждают подготовленные учащимися сообщения и доклады. Важнейшая функция семинара состоит в развитии умения самостоятельно формулировать и конкретизировать проблему, обосновывать необходимость и условия ее решения. Затем учащимся предлагается принять участие в дискуссиях по проблемным вопросам темы, либо найти ответы на вопросы в игровой форме.
Важное место в формировании экологической культуры занимают ролевые игры, развивающие эмоциональность, творчество, самостоятельность учащихся. Суть человеческой игры в способности приобретения социального опыта принятия экологически грамотных решений, усвоения правил поведения в природе. Ролевая игра обязательно предполагает наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Она может быть создана посредством речи, обстановкой, различными аксессуарами. Играющие берут на себя роли воображаемых героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых ролей.
Установлено, что учащиеся лучше отражают то, что хорошо знают, о чем имеют конкретные представления. Воображаемая ситуация дает возможность «совершать» поступки. Необходимым элементом ролевой игры является создание проблемной ситуации, что сопровождается потребностью разобраться в поставленной проблеме, побуждает искать новый способ действия. «Принятие» проблемной ситуации учащимися в игре требует от них не только самостоятельного поиска решения проблемы, но и осознания ответственности. Содержанием ролевой игры становятся, как правило, реальные экологические проблемы.
В любой ролевой игре выделяются следующие важные компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностный, оценочный (рис.2.2). Игровые компоненты тесно связаны между собой. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию игры, включает потребности, интересы, мотивы учащихся в игре.
Мотивационный компонент обеспечивает активность учащихся в игре, связь с другими видами деятельности: учебной, практической. Мотивация закладывается в самом процессе игры и создается с помощью слайдов, кинофрагментов, слов учителя, например: «Давайте представим, что мы находимся в заповеднике…»
Ориентационный компонент игры включает принятие учащимися игровой задачи. Отсутствие в экологической игре игровой задачи превращает ее в обычное задание.
Содержательно-операционный компонент игры опирается на имеющиеся у школьников экологические знания, способы деятельности. Любой игре предшествует работа по ознакомлению учащихся с предстоящей деятельностью. В зависимости от характера действий учащимся предлагаются правила, планы, алгоритмы, предписания, с помощью которых осуществляется игровая деятельность. В процессе содержательно-операционной работы осуществляется аналитико-синтетическая деятельность и корректировка деятельности на основе слияния полученного результата и цели.
Ценностный компонент игры обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности, включает игровое состояние. На игровое состояние воздействуют элементы соревновательности, занимательности, свободного творчества, положительного эмоционального фона. Именно игровое состояние позволяет знаниям превращаться в личностные.
Тонкости педагогики:
Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь
Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее. Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешател ...
Устав 1863 года
На рубеже 50—60-х годов изменился весь строй студенческой жизни. Рядом с традиционными тесными кружками возникли широкие объединения и организации. Ярким проявлением нового стала студенческая сходка— орган общественного мнения студенчества. Обстановка действовала революционизирующим образом. В унив ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Таблица 1 Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на исследование состояния словаря. № Параметры исследования Среднее количество баллов ЭГ КГ Исследования пассивного номинативного словаря 4 4,9 Исследования пассивного атрибутивного словаря 3,1 4,7 Исследования пас ...