Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 3

Именно здесь встает вопрос о важности и необходимости профессионального педагогического сопровождения опекунских семей.

Итак, процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психолого-педагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Поэтому необходимо оказание профессиональной помощи и поддержки семьям, берущим на воспитание ребенка из детского дома. В России не созданы легитимные структуры, которые бы занимались ее осуществлением. Не во всех детских домах, где внедрена модель патронатного воспитания, открываются службы сопровождения.

Проблемой является и отсутствие высококвалифицированных специалистов для сопровождения таких семей. При этом профессиональная помощь замещающей семье требует обширных знаний и серьезной практики[50].

И. Золотухина так определяет задачи педагогического сопровождения в опекунских семьях:

— охрана здоровья ребенка;

— адаптация к новым условиям обучения и воспитания;

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

—коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями;

— развитие психолого-педагогической компетентности приемных родителей[14].

Педагогическое сопровождение здесь выступает как комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- консультации на этапе принятия решения и выработки плана

решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения [26].

Педагогическое сопровождение это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

В теории сопровождения развития ребенка важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители (попечители), педагоги и ближайшее окружение ребенка.

Педагогическое сопровождение, особенно детей-сирот, воспитывающихся в опекунских семьях, является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации [34].

Особое внимание следует уделять педагогическому сопровождению самих опекунов. Социальный педагог должен знать специфику воспитания приемного ребенка в каждой конкретной семье.

На этапе диагностики выявляются потенциальные возможности опекунской семьи в воспитания детей-сирот, намечаются конкретные проблемы, рассматриваются пути решения поставленных задач. Дальнейшее курирование опекунской семьи заключается в реальной помощи по преодолению конфликтных ситуаций, консультировании и коррекции возникающих проблем. Для выполнения перечисленных направлений деятельности педагог должен владеть техниками разрешения конфликтов, кризисного консультирования, приемами коррекционной работы. Все это ставит вопрос о высокой квалификации социального педагога [39].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Нравственно-эмоциональные стороны проявления гиперактивности дошкольников
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальн ...

Практическое исследование по использованию произведений “материнской поэзии” в качестве средства формирования личности ребёнка раннего возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеобразовательного типа №200 города Красноярска. Данное учреждение реализует образовательную программу дошкольного уровня образования – “Развитие ” под редакцией Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова. ...

Методы развития качеств творческой личности
1. Творческие способности относятся к типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru