Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ

Современная педагогика » Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой » Состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ

Страница 1

С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы.

Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, который изучался методом ассоциативного эксперимента, т.е. центром работы нами был выбран семантический компонент.

Задачи:

Проанализировать особенности словаря детей старшей группы, понимание ими смысловой стороны слова.

Выявить уровень словаря природоведческой тематики.

Использовались комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей Ф.Г. Даскаловой, 3 серии заданий на выявление лексического развития и анализ детских рассказов о природе.

Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и состояло из трех серий заданий, направленных на выявление умений классифицировать и оперировать обобщающими существительными, особенностей сформированности понятийного характера слова и усвоения детьми слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития дошкольников подготовительной к школе группы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.

I серия заданий (словарь и грамматика).

Словарь. Выявляются умения:

активно использовать прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

дифференцировать обобщающие понятия (например, дикие и домашние животные).

Грамматика. Выявляются умения:

образовывать названия детенышей животных (лиса - лисенок, корова - теленок);

подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;

образовывать различные формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

строить сложные предложения разных типов.

Приведём пример хода обследования. Расположив ребенка к себе, его спрашивали:

1. Ты знаешь уже много слов. Что означают слова посуда, кукла, мяч?

правильно объясняют значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки).

Артур Б., Алина Л., Таня Г., Даша М., Катя С., Лена З, Алсу Н. и др.:

называет отдельные признаки, действия (тарелка, вилка,. чашка, кукла Барби, круглый, катать и др.) – Костя Р., Стасик Ш., Антон К. и др.

называет 1-2 слова – Никита М., Алиса А., Рамиль А. и др.

2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

Ребенок:

выполняет все задания, называет 1-2 слова к каждому прилагательному ( глубокая яма, глубокое море);

подбирает слова к 2-3 прилагательным;

выполняет одно задание, т.е. подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3.Что называют словом ручка?

называет несколько значений этого слова (ручка пишет; у ребенка ручка; у двери есть ручка).

называет 1-2 значения этого слова;

перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-3 слова).

4.Придумай предложение со словом ручка. Ребенок:

составляет грамматически правильно предложение из 3-х слов;

называет 2 слова (словосочетание);

называет только одно слово (ручка).

5.Ручка нужна, чтобы . (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно . (писать, открывать дверь).

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...

Методы и формы осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии
Изучение и анализ передового опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления (Сафиуллин, 1979). Классифик ...

Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать о ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru