С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы.
Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, который изучался методом ассоциативного эксперимента, т.е. центром работы нами был выбран семантический компонент.
Задачи:
Проанализировать особенности словаря детей старшей группы, понимание ими смысловой стороны слова.
Выявить уровень словаря природоведческой тематики.
Использовались комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей Ф.Г. Даскаловой, 3 серии заданий на выявление лексического развития и анализ детских рассказов о природе.
Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и состояло из трех серий заданий, направленных на выявление умений классифицировать и оперировать обобщающими существительными, особенностей сформированности понятийного характера слова и усвоения детьми слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития дошкольников подготовительной к школе группы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.
I серия заданий (словарь и грамматика).
Словарь. Выявляются умения:
активно использовать прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
дифференцировать обобщающие понятия (например, дикие и домашние животные).
Грамматика. Выявляются умения:
образовывать названия детенышей животных (лиса - лисенок, корова - теленок);
подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
образовывать различные формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
строить сложные предложения разных типов.
Приведём пример хода обследования. Расположив ребенка к себе, его спрашивали:
1. Ты знаешь уже много слов. Что означают слова посуда, кукла, мяч?
правильно объясняют значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки).
Артур Б., Алина Л., Таня Г., Даша М., Катя С., Лена З, Алсу Н. и др.:
называет отдельные признаки, действия (тарелка, вилка,. чашка, кукла Барби, круглый, катать и др.) – Костя Р., Стасик Ш., Антон К. и др.
называет 1-2 слова – Никита М., Алиса А., Рамиль А. и др.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
Ребенок:
выполняет все задания, называет 1-2 слова к каждому прилагательному ( глубокая яма, глубокое море);
подбирает слова к 2-3 прилагательным;
выполняет одно задание, т.е. подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3.Что называют словом ручка?
называет несколько значений этого слова (ручка пишет; у ребенка ручка; у двери есть ручка).
называет 1-2 значения этого слова;
перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-3 слова).
4.Придумай предложение со словом ручка. Ребенок:
составляет грамматически правильно предложение из 3-х слов;
называет 2 слова (словосочетание);
называет только одно слово (ручка).
5.Ручка нужна, чтобы . (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно . (писать, открывать дверь).
Тонкости педагогики:
Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. К ...
Фрагменты конспектов уроков – примеры применения интерактивной доски Smart Board при изучении математики в 5–6 классах c учетом
принципа наглядности
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, созд ...
Источники краеведческой информации
Краеведческая библиография. Краеведческая библиография, как и библиография вообще, - важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь выходящей литературе. В ее задачи входят выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы. Основным объектом краеведческой библиографи ...