Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного атрибутивного словаря
Диаграмма 2
При обследовании словаря прилагательных дети ЭГ не показывали такие слова, как "овальный", "прямоугольный", "тонкий", "широкий", "короткий", "слабый", "сиреневый", "оранжевый".
В группе детей КГ трудности вызвали лишь такие слова, как "овальный", "сиреневый", "короткий".
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного предикативного словаря
Диаграмма 3
Наибольшее число ошибок встретилось при исследовании словаря глаголов. Дети ЭГ именно в этих словах не показывали больше всего слов и давали ошибочные показы в картинках "лежит", "идет", "едет", "рубит", "моет", "спит", "помогает", "пилит".
Многие дети ЭГ затруднялись в выборе картинок по теме "Что чем делают?". Дети не знают глаголов, связанных с применением инструментов. У детей КГ с выполнением этого задания почти не возникало трудностей.
В итоге, многие слова для детей ЭГ незнакомы или их значение часто является для них непонятным, это подтверждает предположение о том, что даже пассивный словарь у детей с ОНР имеет нарушения.
По данным исследования можно сделать выводы о том, что состояние пассивного словаря у детей с ОНР намного ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Результаты исследования показывают, что пассивный словарь детей с ОНР обеспечивает понимание речи обиходно - бытовой тематики.
При обследовании активного словаря (задание II) у детей с ОНР было выявлено, что он более ограничен, чем пассивный словарь. Активный словарь детей ЭГ более бедный, чем у детей КГ даже на уровне бытовой тематики. Дети ЭГ называют знакомые слова, но запас их мал.
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного номинативного словаря
Диаграмма 4
Данные наглядно отображают результаты балльной оценки детей при исследовании активного номинативного словаря. Исходя из данных, можно сказать, что дети справились с этим заданием хуже, чем с заданием на исследование пассивного номинативного словаря. Пяти баллов не набрал ни один ребенок из ЭГ, в отличие от детей КГ, в которой пять баллов получила почти половина группы (45% детей) (диаграмма 4). Наиболее трудными темами активного словаря существительных для детей ЭГ явились: "Рыбы", "Деревья", "Ягоды", "Дикий птицы", "Домашние птицы", "Цветы", "Транспорт", "Время суток", "Головные уборы", "Инструменты".
В ответе испытуемых ЭГ по данным лексическим темам отмечались частые замены одного слова на другое: например, дети называли вместо "сосны" - "елку"; вместо "малины" - "клубника"; вместо "индюка" - "гусь"; вместо "снегиря" - "воробей", "синица"; вместо "сороки" - "ворона", "дятел"; вместо "тюльпана" - "мак", "роза"; вместо "колокольчика" - "ландыш", вместо "троллейбуса" - "трамвай", "поезд", "автобус"; вместо "вечера" - "утро", "ночь"; вместо "шляпы" - "шапка", вместо "топора" - "молоток", вместо "ботинки" - "сапоги".
Тонкости педагогики:
Профессионализация - залог успешного самоопределения и самореализации личности в современном обществе
В нашей стране развернулась небывалая по своему значению и размаху работа, призванная поднять образовательную и профессиональную школу на качественно новый уровень в свете требований Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана отмечал: ...
Организация воспитательного процесса в школе
В условиях осуществления всеобщего среднего образования социальная роль школы должна была измениться. В идеале средняя школа теперь предназначалась для того, чтобы стать государственным учреждением, способствующим и помогающим подготовиться к жизни, к труду всей молодежи, в то время как раньше школ ...
Кризис современного школьного образования
В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, с ...