У исследуемых детей КГ отмечались ошибки в названии таких картинок, как "ботинки", "свёкла", "троллейбус", что связанно с недостаточным различением сходных объектов ("свёкла" - редька, репа и т.д.).
Наиболее легкие темы словаря существительных: "Овощи", "Фрукты", "Игрушки", "Домашние животные".
Дети ЭГ часто заменяли названия одних предметов на другие на основе внешнего сходства: "воробей" - синица; "тюльпан" - роза, мак; "шляпа" - панама; "ботинки" - кроссовки; "гусь" - утка, "оса" - пчела; "лук" - чеснок; "волк" - собака, "лось" - олень, "рысь" - леопард, "юбка" - платье, "слива" - вишня, "туча" - облако и т.д.
Встречались замены одних слов на другие на основе сходства по признаку функционального назначения: "блюдце" - тарелка; "сковородка" - кастрюля; "кресло" - диван; "автобус" - маршрутка; "чашка" - кружка, "рубашка" - свитер.
Дети с речевым дефектом заменяли одни слова другими, ситуативно связанными с ними, например: "зима" - снег, "день" - солнце, "учитель" - "школа". В некоторых случаях частное понятие заменялось общим: "куртка" - одежда, "лимон" - фрукт, "волк" - зверь.
Чаще всего ошибки встречалось в следующих существительных: "лось", "овца", "индюк", "смородина", "рубашка", "валенки", "платок", "клещи", "лещ", "окунь", "рысь", "сосна", "сорока", "грач", "ласточка", "лебедь", "скворец", "цапля", "тыква", "юбка", "кепка", "сандалии". Отсутствие этих слов в активном словаре детей с ОНР объясняется бедностью словарного запаса, малой активизацией лексики в различных видах деятельности и ограниченном запасе представлений об окружающем мире.
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного атрибутивного словаря
Диаграмма 5
Большое количество ошибок было отмечено при обследовании активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Во многих случаях слова "широкий", "высокий", "длинный", "толстый" были заменены на слово "большой", слова "короткий", "узкий", "низкий", "тонкий" - на "маленький". Дети ЭГ часто не могли назвать правильно оттенки цветов ("сиреневый", "голубой", "оранжевый"), формы предметов ("прямоугольный", "овальный", "треугольный").
Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного предикативного словаря
Диаграмма 6
Особые трудности у группы детей с общим недоразвитием речи вызвали задания на исследование активного словаря глаголов. Большее число ошибок было допущено исследуемыми ЭГ при ответе на вопросы: "Кто как передвигается?" и "Что чем делают?". Дети с ОНР допускали такие ошибки, как подбор глагола другого значения ("читает" - учится, смотрит; "подметает" - убирается; "катается" - едет; "ползет" - идет, ходит; "прыгает" - скачет; "стирает" - моет; "плывет" - едет; "обувается" - одевает; "лечит" - смотрит, "лежит" - спит; "пилит" - режет; "рубит" - ломает и т.д.) В отличие от детей КГ, которые допускали ошибки в назывании не более чем в 8 глаголах, дети ЭГ ошибались в назывании от 15 до 28 глаголов.
Тонкости педагогики:
Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...
Архетип коллективного бессознательного
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психол ...
Основные понятия нарушений речи
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое ...