Для развития социально-личностных компетенций необходимо погружение студентов в новую, специально организуемую среду. Учебно-педагогическая среда, совокупность факторов социализации, представляет собой спроектированную и хорошо организованную педагогическую систему, обеспечивающую личную и профессиональную готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности, выражающуюся социальной компетенцией специалистов различных профилей. Поэтому педагогическому коллективу вуза необходимо создать условия для организации учебно-педагогической среды, способствующие развитию социальной компетенции студентов. Для эффективной работы по формированию социальной компетенции студентов подсистемы интегрируются в единое открытое студенческое объединение, обеспечивающее их включение в социальные виды деятельности в процессе обучения в вузе. Руководство и координацию по реализации системы формирования социальной компетенции студентов берет на себя деканат, направляя деятельность кураторов групп, руководителей внеаудиторных форм деятельности, осуществляя контроль, корректировку хода и результатов образовательного процесса, оказывая помощь преподавателям в решении воспитательных задач, которые изучают интересы студентов их возрастные и индивидуальные особенности, мотивы обучения в вузе [27, с. 28].
На вопрос применяют ли преподаватели в своей деятельности инновационные методы обучения, большинство респондентов ответили, что занятия проходят «в классическом стиле» 60%, либо инновационные методы применяются на занятиях по информатике 21%, о том, что инновационные методы применяют преподаватели гуманитарного профиля сообщили только 9% опрошенных студентов. А вот о том, что подразумевается под инновационными методами обучения не имеют представление 10% опрошенных респондентов (см. приложение). Из ответов на данный вопрос можно сделать вывод, что студенты, во-первых слабо представляют, что такое инновационные методы обучения, и, во-вторых, что эти методы мало используются педагогами.
Таким образом, какова же роль преподавателя гуманитарного профиля в формировании социально-личностных компетенций современного студента?
Ответ на поставленный вопрос прост и сложен одновременно. В современном образовании, одним из принципов которого является гуманизация, роль преподавателя социально-гуманитарного цикла, безусловно велика. Это подтверждают и данные опроса студентов в рамках моего исследования. Ведь большинство опрошенных уверены, что именно гуманитарные дисциплины помогают лучше понимать общество, адаптироваться к современной жизни (см. приложение). От личности преподавателя, таким образом, зависит, смогут ли студенты приобрести уже в рамках образовательного процесса необходимые социально-личностные компетенции, либо им придётся их получать методом проб и ошибок в трудовой деятельности и «взрослой» жизни.
Тонкости педагогики:
Содержание работы по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста
– формирующий этап
Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон). Результаты обследования письма показа ...
Установка оборудования
Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкого распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Одни из ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру зала и фиксировали стопо ...
Значение обучения детей дошкольного возраста простейшим измерениям
дошкольный измерение математический величина Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений издавна ставился в работах выдающихся педагогов: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Прогрессивные представители русской методики арифметики – также значительное внимание ...