· Умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «свои образовательные дары»;
· Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
· Умение мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
· Умение «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
· Умение использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
· Современный учитель должен владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Для профессионального роста педагога используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:
· Технологию «критического мышления».
· Проектно – исследовательский метод.
· Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий.
· Методы формирования понятий.
Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжки. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция педагога, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом. Важной в данном ракурсе является воспитательная функция педагога-гуманитария, поскольку именно он в большей мере способствует формированию социально-личностных компетенций (гражданственности, способности к социальному взаимодействию, к межличностным коммуникациям, к критике и самокритике, умению студента работать в команде и т.д.).
Реализация воспитательной функции современного высшего образования представляется в виде сложного психолого-педагогического процесса продуктивного ценностно-смыслового общения и взаимодействия преподавателей со студентами, организация которого позволяет с наибольшей полнотой раскрыть и обогатить духовно-нравственный потенциал участников на основе диалектического единства в подходах к решению обучающих, воспитывающих и развивающих задач учебного процесса.
Ключевой фигурой гуманитарной среды современного вуза, осуществляющей комплексное институциональное и неинституциональное воздействие на личность студента, выступает преподаватель. Отношение преподавателя к работе, окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствуют формированию подобных качеств у студентов. Именно интеллигентность, коммуникабельность, тактичность создают такую атмосферу между преподавателями и студентами, когда последние становятся равноправными субъектами единого процесса образования, воспитания саморазвития, социокультурного самоопределения.
В литературе сообщается о проведении опросов, посвящённых роли преподавателей в формировании социально-личностных компетенций студентов вузов. К примеру, приведённые в статье Р.Г. Минзарипова, Г.В. Ившиной [25, с. 42 – 49] данные об опросе студентов одного из российских университетов (в 2004, 2008 гг.) свидетельствуют о первостепенном влиянии трудовых коллективов и учебных групп на студентов, преподаватели занимают третье место [25, с. 45]. Подобный опрос проведён автором исследования в своём учебном потоке. Данные нашего опроса вполне согласуется с данными российского вуза. По степени влияния на их взгляды студенты отметили на первом месте своих друзей, группу, а затем – преподавателей. Вероятно, преподаватели отстают, потому, что зачастую выполняют роль менторов, дистанцирующихся от студентов и потому неспособных понять их потребности. На вопрос о необходимости дополнительных контактов с преподавателями половина опрошенных российских студентов заявила о том, что им достаточно контактов. Предложения по поводу дополнительных способов общения с преподавателями выдвинули 55 человек. К этим способам они отнесли неформальное внеучебное общение, кружки, беседы преподавателя с группой, экскурсии, консультации. Студенты опрошенной автором группы также высказались за расширение контактов студента и преподавателя, в качестве повода для таких контактов назвали в (большинстве своём) учебную деятельность – свыше 60% опрошенных (см. приложение). Основным видом контактов стали консультации.
В университете взаимоотношение студент-преподаватель неизбежно будут транслироваться на профессиональную деятельность и потому сами по себе служат обучающим и воспитывающим фактором. Работа по выработке у студента гражданской и социально-профессиональной позиции приносит результат в том случае, если она ведётся не в назидательной рациональной манере, а как бы исподволь, ненавязчиво, основываясь на эмоционально-нравственных отношениях. Успех возможен, лишь если сам преподаватель лит свою профессию и добивается в ней совершенно определённых результатов, причём не только как преподаватель данной дисциплины. Личность преподавателя выступает субъективным фактором формирования социально-личностных компетенций студента. Согласно проведённому автором опросу, большинство студентов ответили, что на восприятие ими ученого предмета (на то нравится он им или нет) личность преподавателя безусловно влияет (100%). Проблемой в общении преподавателя гуманитарного профиля со студентами является «отдалённость» преподавателей от проблем студентов, наличие в студенческой среде пессимистических, нигилистических настроений, связанных с социальной адаптацией. Это создаёт предпосылки для распространения «ноувистских» ориентаций («сегодня, сейчас»), девиантных форм поведения, эгоистических устремлений. В ходе конкуренции нередко оспариваются ценности и возникают недружелюбные установки и стереотипы [25, с. 46]. Существуют способы ослабления негативных явлений в студенческой среде: создание на занятиях атмосферы сотрудничества, творчества, использование инновационных методик обучения. В новых образовательных условиях, когда приоритетным направлением в подготовке специалистов становится формирование их профессионально значимых личностных качеств, основной задачей профессорско – преподавательского состава вузов является развитие социальной компетенции студентов, что в дальнейшем будет влиять на развитие общепрофессиональных и специальных компетенций будущих специалистов, совокупность которых позволит им находить оптимальные алгоритмы для решения нестандартных задач. Исследователи проблемы формирования социальной компетенции доказывают ее значимость при установлении контактов между людьми выработке правил, тактики и стратегии межличностного поведения, правил делового общения [26, с. 127].
Тонкости педагогики:
Обучение синтаксическим нормам русского языка
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс и ...
Понятие имиджа
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, ч ...
Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...