Важнейшей чертой современного производства является все более широкое внедрение гибких, перестраиваемых систем, робототехнических комплексов, что ведет к увеличению творческого начала, когда все шаблонное передается технике, а функция человека перестраивается на разработку и переналадку оборудования для выпуска новой, оригинальной, пользующейся спросом продукции. Отсюда ясно, что возрастающий приоритет в промышленном производстве приобретают рабочие широкого профиля (наладчики, операторы, ремонтники и др.). Это требует новых подходов к содержанию и методам трудовой и политехнической подготовки учащихся. В настоящее время выпускник школы должен быть конкурентоспособным, как для продолжения образования, так и для нахождения своего места в трудовой деятельности.
Исходя их указанных требований, анализ проблем, стоящих перед современным производством и процессом подготовки к работе в этих условиях рабочих, сегодняшних школьников вскрыл основные качества личности, необходимые современному рабочему. Это профессиональная мобильность и самостоятельность, которые обеспечиваются и подкрепляются наличием политехнических и специальных знаний, а также предельным уровнем продуктивного технического мышления, ответственного за практическое воплощение имеющихся знаний в умения. Тенденция объединения трудовых функций и сближение труда рабочего с трудом инженерно-технического работника требуют от производственника глубокого осмысленного знания техники и осуществляемых на этой основе умственных действий, анализа, планирования, конструирования, контроля, коррекции.
Из анализа труда современного рабочего вытекает, что необходимо знать современную технику, в которую входят станки с ЧПУ, знание ПЭВМ, робототехника, современные технологические линии с автоматизированными процессами. Отсюда ясно, что основу действий рабочего составляет решение производственно-технических задач, предполагающих высокий уровень технической грамотности.
Исследование показало, что под технической грамотностью понимается формирование у учащихся знаний, умений, навыков, позволяющих им свободно ориентироваться в различных видах технической документации: чертежах, схемах и др., самостоятельно разрабатывать или модернизировать имеющиеся конструкции, искать пути рационального использования конструкционных материалов, ориентироваться в возможных заменах материалов и деталей, не ухудшая качества, разрабатываемой конструкции.
Проблема построения процесса обучения и развития в нем личности была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания, сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. В основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Рыночная экономика предъявляет дополнительные требования к обще трудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому неоспоримые преимущества получат те из них, кто с детства приучен добросовестно, трудиться, и обладает для этого необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем, и это очень существенно, речь идет не о подготовке школьников к конкретной профессии (это было главной задачей трудового обучения недавнего прошлого), а о формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций.
Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Но это не простая подмена, подретушированная некоторыми изменениями. Главная суть преобразования - в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодежи. Эти объективные требования вызваны изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Высокие технологии в промышленности, принципиально новые подходы к сельхозпроизводству, появление информационного мира резко меняют функции человека. Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач. Сегодня, очевидно, что лидерами мирового развития становятся страны, поставившие целью и способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, гуманитарной, естественной и технологической культуры молодежи, ведущую роль науки как созидательной силы общества. По существу, в обеспечении национальной безопасности ключевая роль отводится образовательной системе как основе решения глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: экологией, энергетикой, информацией, развитием межнациональных отношений.
Тонкости педагогики:
Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...
Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе
Глаголы, воссоздающие события коллективизации, подчеркивают ее насильственный характер. Проводить коллективизацию — значит ломать народ (18) задача организаторов ее на местах — обработать (31) тех, кто затуманен классовым врагом, и затоптать в землю (31) тех, кто встанет поперек путя (31). [10, c.4 ...
Реализация педагогических условий развития детей
раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей ранне ...