Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация.
Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, опытом учащихся и общими задачами школы VII вида.
Уроки математики одновременно с окружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решение задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции и недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем ими обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Задача учителя математики не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выручку умений его применять, но и научить учащихся учиться. Сначала следует учить школьников овладении общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо начать анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, вовлекать их в словесную форму в виде правил. Далее научить использовать полученные знания сначала в аналогичной, а затем в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно-практических задач, создавая соответствующие условия в классе.
Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении и содержании уроков. Программой по математике предусмотрено изучение арифметического и геометрического материала, знакомство учащихся с величинами, единицами их измерения и измерительными инструментами. Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов.
Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач, на уроках математики решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.
Наличие в учебной программе по математике для коррекционной школы двух уровней требований к знаниям учащихся, обусловленных неоднородностью состава учащихся каждого класса, разными возможностями в усвоении математического материала, безусловно, оказывает влияние на содержание, организацию, выбор наглядных средств и методов обучения на уроках математики, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода.
Эффективность современного урока обеспечивается реализацией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной, практической.
На одном уроке учитель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углублять, дифференцировать, обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях. В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний.
На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции и развития внимания, наблюдательности, памяти, таких процессов мышления, как анализ, синтез, сравнение, конкретизация, умение планировать свою деятельность в овладении приемами самоконтроля и т.д. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекционно-развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы.
Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках математики решаются задачи: воспитательная - воспитание положительных личностных качеств учеников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др.
Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и решает задания и упражнения с учетом математического сочетания урока и его воспитательных задач: предусматривает воспитание у учащихся чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.
Тонкости педагогики:
Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной
недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...
Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...
Виды и характеристика средств обучения
Рассматривая средства обучения, используемые на занятиях по ОБЖ, акцент делается на их специфике и особенностях применения. Средства обучения влияют на развитие учащихся не сами по себе, а лишь в процессе обучения, когда они используются в их учебно-познавательной деятельности. Вербальные средства ...