Цели и задачи педагогики как учебной дисциплины

Современная педагогика » Педагогика как учебная дисциплина » Цели и задачи педагогики как учебной дисциплины

Страница 1

Педагогическая деятельность, направленная на формирование общества, диктуется самим же обществом, особенностями его исторического развития, потребностей и целей.

Соответственно, и сами цели педагогики, как учебной дисциплины и практической деятельности в различных странах и эпохах отличаются. Различные школы педагогики как науки формируют собственное отношение к целям и заданиям педагогики, как научной и учебной дисциплины.

Цели воспитания в России обусловлены тремя факторами:

- распадом СССР и ломкой советской системы педагогической деятельности и образования;

- изменением социально-экономической формации, переходом от социалистического общественного отношения к рыночномц, интеграцией в европейское и мировое общество;

- построением демократического общества.

Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национальной гордости, патриотизма и ценностей гражданской личности: образованности, гуманизма, духовности, деловой активности, самореализации, высокой профессиональной компетентности.

Целью образования, - подчеркивает закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) является всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору.

Исходя из этого современная российская педагогика, как научная дисциплина ставит перед собой дидактические, воспитательные и образовательные цели (табл. 1).

Таблица 1

Общие цели современной педагогики как научной дисциплины

Дидактические цели

Воспитательные цели

Развивающие цели

Овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими навыками и их использование

Формирование мировоззрения, научных убеждений, трудоспособности, духовное обогащение, деловой активности, конкурентоспособности

Развитие творческой самостоятельности, экономического мышления, изобретательности, внимания, памяти, умения анализировать

Но в то же время современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой, что заставляет Россию частично перенимать их опыт. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей педагогики.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования, основанном на доверии. Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которого является вера. Задача воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и наиболее стабильный социальный институт.

Новогуманистическая педагогика, которая развивается на основе неопозитивизма, видит цель воспитания формирование интеллектуальной личности.

Прагматическая педагогика исходит из того, что настоящее воспитание не является внешним влиянием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек рождается. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать его рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задача воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности и т.п.

Педагогика необихевиоризма главную цель воспитания усматривает в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества.

Итак, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерный определенный монизм (единоначалие) и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и достижимости.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины "духовная культура", "духовный мир личности", "духовные потребности", "духовные интересы" в настоящее время ...

Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в образовательном учреждении
Цель практической части: создание условий для выявления взаимосвязи между уровнем досуговой занятости подростков и совершением правонарушений. Задачи: Подобрать объект исследования; Изучить личностные особенности подростка; Организовать проведение методик, анкеты; Провести обработку данных; Дать ре ...

Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей ранне ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru