Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика». Сам термин происходит из древнегреческого языка и переводится как «детоведение», в общем смысле обозначает науку о воспитании и образовании людей. В более широком смысле – это значительная область знаний и практических методик, направленных на всесторонне развитие, формирование человеческой личности в ходе целенаправленной воспитательной деятельности, передачи опыта предыдущих поколений. Первые научные изыскания в области педагогики имели место еще в античном мире, и активно развивались в период Средневековья. Однако, как отдельная наука педагогика оформилась лишь в XVII в. Полноценной же научной дисциплиной педагогика стала лишь в XIX в., вобрав в себя все накопленные теоретические и эмпирические данные о законах, принципах, целях и задачах воспитательной деятельности.
Предметом педагогики выступает педагогический процесс, процесс обучения и образования, а объектом – само воспитание, как сложное социально-психологическое явление.
То есть специфика педагогики, как учебной дисциплины заключается в том, что она одновременно является и объектом изучения и методикой, объединяет в себе теория и практику воспитания и образования.
В составе педагогики как науки выделяется множество вспомогательных дисциплин, особе место среди которых занимает андрогогика - педагогика взрослых, занятая исследованием проблем образования, самообразования и воспитание взрослых людей. Задачами андрагоники становятся определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых людей, чей познавательный процесс в меру психологических факторов, отличается от детского.
Педагогика, преподаваемая в ВУЗах (в младшей и средней школе педагогика, как мы знаем, не изучается) находится именно на стыке общей педагогики и андрогогики.
Часто выбор тех или иных методик воспитания и образования в ВУЗе зависит не столько от законов педагогики, сколько от таланта самого педагога – преподавателя, от его индивидуальных способностей и особенностей воспитанников. Это в большой степени роднит педагогику не только с наукой, но и с искусством – через творческое переосмысление педагогической деятельности.
Это мнение подтверждается высказыванием знаменитого отечественного педагога К.Д. Ушинского: «Педагогика - не наука, а искусство, - самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».
Подобный подход к педагогике обуславливает специфику ее функций, целей, задач и принципов.
Сегодня педагогика как учебная дисциплина изучает:
- учебное заведение, в том числе высшее, как педагогическую систему;
- функционирование и эффективность педагогического процесса в любом учебном заведении;
- педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку;
- педагогические закономерности формирования и развития личности учащегося, студента;
- процесс среднего, высшего образования и самообразования;
- непосредственно процесс обучения в учебном заведении во всех его аспектах;
- воспитание и самовоспитание учащихся, студентов;
- моральную и психологическую подготовку учащихся и научно-педагогических работников;
- формы, методы и педагогические технологии, процесс коммуникации воспитателей и воспитанников;
- педагогические аспекты непрерывной самостоятельной работы студентов во время обучения в ВУзе и после его окончания;
- личность научно-педагогического работника;
- педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе ВУЗа в ходе реализации задач Болонской конвенции;
- коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, ВУЗов;
- студенческие коллективы (социальные группы).
То есть, как творческая сложная учебная дисциплина педагогика должна обеспечивать следующие функции:
- образовательную;
- научно-познавательную;
- мотивационную;
- преобразовательную;
Тонкости педагогики:
Структура университетов
Устав 1863 года закрепил и стабильную структуру университетов. В состав их входили четыре факультета: физико-математический, с отделениями физическим, математическим и естественным; медицинский; историко-филологический, с отделениями историческим, славяно-русской филологии и классической филологии; ...
Подготовка мастера к занятиям
УЧЕБНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАБЕЛЬНЫЙ учащийся Содержание подготовки мастера к теме Подготовка мастера к изучению темы учебной программы включает: - анализ содержания учебного материала темы; - распределение его по урокам и определение задач каждого урока; - определение содержания и количества учебно- ...
Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышлен ...