Теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы показал, что коррекция дисграфии осуществляется приемами, направленными, в первую очередь на развитие речи и мышления, процессов восприятия, зрительной памяти, воображения и других психических процессов. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Поэтому в экспериментальной работе оценочными критериями нарушений письма детей младшего школьного возраста выступят: внимание , память, ручная моторика и письмо.
А так как актуальность исследования заключается в том, что система коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста недостаточно разработана, то целью педагогического эксперимента является поиск новых форм и методов коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
В связи с актуальностью и целью поставлены задачи:
провести обследование испытуемых детей;
разработать и апробировать программу коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста;
определить эффективность предлагаемой программы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста;
Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо провести педагогический эксперимент, который состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый.
Методы и приемы проведения педагогического эксперимента направлены на изучение и коррекцию нарушений письма у детей младшего школьного возраста. В работе использовались следующие методы:
Диагностика развития внимания (Приложение А)
методика тест Бурдона «Корректурная проба»
методика Ф.Д. Горбова «Красно-черная таблица»
Диагностика развития памяти (Приложение Б)
методика А.Р. Лурия «Заучивания 10 слов»
методика «Метод пиктографии»
Обследование моторики пальцев, рук и языка (Приложение В)
методика Н.М. Трубниковой «Моторика пальцев и рук»
методика Н.М. Трубниковой «Двигательные функции языка»
Обследование письма (Приложение Г)
письмо по слуху;
диктант слов различной структуры;
запись предложения после однократного прослушивания;
диктант, включающий слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам;
списывание с печатного образца: букв, слов, предложений, текста;
самостоятельное письмо.
написать прописные гласные буквы, строчные согласные;
подписать предметные картинки;
дать подписи к сюжетным картинкам;
составить предложения из данных слов и записать их.
Примечание: ввиду ограниченности объема работы описание методик даны в Приложениях.
Эксперимент проводился на базе МОУ средняя школа МОУ средняя школа с. Новостепановка Свободненского района, начальные классы. Выборка проводилась по письменным работам. В педагогическом эксперименте приняли участие 10 человек.
Тонкости педагогики:
Краеведческий подход в преподавании экологии
Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении. Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитатель ...
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего
школьного возраста
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...
Методический эксперимент
Методический эксперимент включает в себя три этапа: Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент. Экспериментальной базой для нашего исследования является 8а класс ГОУ СОШ № 18 г.Сыктывкара. Учитель английского языка – Воронина Людмила Александровна. В эксперименте п ...