Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 7

Одним из заданий, предлагаемых детям средней школы, является создание настенного декоративного панно в технике прорезного рельефа. Выполнение этого задания имеет своей целью приобщение детей к процессу художественного познания, объединив воображение, эмоции и практическую работу в материале. Развивающими задачами этого занятия являются расширение границ восприятия современного декоративно-прикладного искусства, развитие навыков лепки прорезного керамического рельефа, развитие представлений о широких возможностях использования глины в декоративном творчестве. Методическими задачами являются отражение взаимосвязи фигур в композиции, соотношения смысловой нагрузки масс и объемов, игры света и тени, выразительности силуэта, передачи в объеме движения животного. В этой работе дети активно соприкасаются с созданием художественного образа. Эту творческую задачу педагог также решает вместе с ребятами - он работает рядом с ними над своим произведением.

На предыдущих занятиях дети сделали зарисовки фигур животных, птиц для декоративной работы. В работе отметим две основные задачи: первая - увидеть строение сложной природной формы животных и птиц, и вторая - составить гармоничную композицию из обобщенных природных форм и окружающего их пространства. В качестве зрительного ряда педагог предлагает детям фотографии животных, зарисовки и фотографии декоративных панно. Авторы передают характерные черты натуры, не копируя ее, условно, решают композицию своих работ - части рельефа остаются незаполненными глиной, прорезанными. Этот прием придает работам легкость, но не в смысле веса, а в смысле восприятия зрителем.

Каждый живой объект можно представить в виде конструкции из простых геометрических форм, передать его выражение, позу. Педагог работает на занятии и как художник и как наставник, объясняя и показывая детям последовательно все этапы работы. Кто-то из детей может не справиться с каким-то этапом работы, тогда педагог оказывает помощь. Работа начинается с лепки плинтуса- рамки из толстых жгутов глины., Формируем плинтус, он может быть прямоугольным, квадратным или круглым, по предварительным эскизам. Затем ребята раскатывают на кусочках ткани глиняный пласт. А из него вырезают фигурки животных, деревья и другие элементы из которых составляют сложную композицию. Края рельефа (ноги, голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой, держаться в ней.

Фактуру поверхности элементов композиции можно сделать несколькими способами: прорисовать или вдавить линии стеками, создать фактуру налепом, тоненькими жгутами или заранее раскатать глиняный пласт на фактурной ткани. Это придаст всей работе большую выразительность.

После сушки керамические панно подвергались утельному обжигу, были расписаны цветными глазурями и обжигались второй раз. Готовые керамические панно украсили стены мастерской и школы.

Народное искусство является ценной сокровищницей художественного опыта, его традиций, созданных поколениями мастеров, проверенных вкусом народа. Народное искусство, являющееся основой любой национальной культуры, является важным звеном в педагогической деятельности, направленной на формирование творческой личности.

Освоение ценнейшего опыта традиционного народного искусства на занятиях керамикой происходит путем систематического изучения его истории, образного содержания и технологии. Народная традиция отражает художественно-практический опыт, определяет методы обучения ремеслу и играет немаловажную роль в формировании эстетических представлений учащихся.

Одним из заданий, предлагаемых педагогом детям, является создание пряничных форм. Резьба пряничных форм на Руси получила свое развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. Сложность изготовления форм и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших почетных, или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких грошевиков, для которых на доске было от 4 до 120 гнезд, заключалась в создании обратного рельефа. Сами пряники были не только излюбленным лакомством русского крестьянина или горожанина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Их дарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. По народным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжелых болезнях и в случаях, когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. Разгонные пряники раздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столе служило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; на пряники молодым дарили деньги. Линии пряничных форм простые, ясные. Вся композиция пряника состоит из основного мотива и оформления. Оформление может быть в виде орнамента или нескольких декоративных элементов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г. Карталы
Педагогический коллектив МДОУ детский сад №4 г.Карталы работает в режиме развития. С целью повышения образовательного уровня сотрудников в ДОУ организовано проведение теоретических и практических семинаров. Ведётся планомерная, систематическая и эффективная работа по повышению квалификации, а так ж ...

Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников
Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е.И.Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.П.Иваненко, В.В.Гербовой, В.И.Яшиной, Е.М.Струниной, А.А.Смаги, А.И.Лаврентьевой и др ...

Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru