Современная декоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных художеств и перешла в "высшую лигу" пластических искусств. Свободные от традиционной изобразительности художники- керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры - все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.
Язык керамики - объемно-пластическая, трехмерная форма, через восприятие которой раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.
Керамика дает простор как для формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня - прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства. Таким образом, в занятиях керамикой находит свое воплощение главный принцип, выделенный Б.М. Неменским в обучении детей искусству - принцип единства и целостности трех видов художественной деятельности - изобразительной, декоративной и конструктивной.
Свобода пластического выражения - стихия керамистов. Критерий качества один - профессиональное владение материалом и исполнительской техникой.
В керамике "чувство материала", особенности его пластики и фактуры суть выразительные художественные средства. Развитие декоративной керамики идет в русле общих тенденций современного изобразительного искусства, для которого характерно усложнение метафорической образности и ассоциативного ряда. При этом декоративные особенности материала служат ключом к расшифровке авторского замысла.
Область дополнительного художественно-эстетического образования является важным звеном общей системы обучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительное образование. в отличие от базового, это – углубление в определенную область искусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а также возможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учеников.
Основными целями дополнительного образования являются:
- повышение уровня социальной значимости культуры и искусства, - сближение общекультурного наследия и массовой школы,
- совершенствование подходов к теории и практике художественного образования детей.
Основные задачи состоят в следующем:
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности,
- поиск методов и форм, обеспечивающих целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования,
- создание условий, интегрирующих в себе художественное воспитание и образование с явлениями социальной жизни,
- овладение языком изобразительного искусства и самостоятельной изобразительной деятельности как постоянным источником саморазвития и творческого отношения к действительности,
- формирование личностной ориентации в мире общечеловеческой культуры.
Для сохранения и роста привлекательности для детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это может быть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.
Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе за счет большего времени и меньшего количества учеников.
Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег», также как и программа базового образования, построена на освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенности каждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этим определяется преемственность и системность между областями общего и дополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, что ему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.
Необходимо также отметить воспитательные аспекты дополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на происходящие события и людей, участвующих в них. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, их взаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждому ученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.
Тонкости педагогики:
Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального исследования
Цель: выявить значение для родителей сотрудничества с ДОУ. С этой целью было проведено анкетирование (приложение №1). Вопросы анкеты составляли ознакомительный характер. Результат работы показал низкий процент значимости сотрудничества родителей с ДОУ. Из 21 возможных приняли участие только трое ро ...
Методика работы над выразительностью речи
Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе. Предназначение колыбельной песни – успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется не ...
Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической
литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...