Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 2

Современная декоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных художеств и перешла в "высшую лигу" пластических искусств. Свободные от традиционной изобразительности художники- керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры - все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.

Язык керамики - объемно-пластическая, трехмерная форма, через восприятие которой раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.

Керамика дает простор как для формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня - прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства. Таким образом, в занятиях керамикой находит свое воплощение главный принцип, выделенный Б.М. Неменским в обучении детей искусству - принцип единства и целостности трех видов художественной деятельности - изобразительной, декоративной и конструктивной.

Свобода пластического выражения - стихия керамистов. Критерий качества один - профессиональное владение материалом и исполнительской техникой.

В керамике "чувство материала", особенности его пластики и фактуры суть выразительные художественные средства. Развитие декоративной керамики идет в русле общих тенденций современного изобразительного искусства, для которого характерно усложнение метафорической образности и ассоциативного ряда. При этом декоративные особенности материала служат ключом к расшифровке авторского замысла.

Область дополнительного художественно-эстетического образования является важным звеном общей системы обучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительное образование. в отличие от базового, это – углубление в определенную область искусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а также возможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учеников.

Основными целями дополнительного образования являются:

- повышение уровня социальной значимости культуры и искусства, - сближение общекультурного наследия и массовой школы,

- совершенствование подходов к теории и практике художественного образования детей.

Основные задачи состоят в следующем:

- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности,

- поиск методов и форм, обеспечивающих целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования,

- создание условий, интегрирующих в себе художественное воспитание и образование с явлениями социальной жизни,

- овладение языком изобразительного искусства и самостоятельной изобразительной деятельности как постоянным источником саморазвития и творческого отношения к действительности,

- формирование личностной ориентации в мире общечеловеческой культуры.

Для сохранения и роста привлекательности для детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это может быть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.

Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе за счет большего времени и меньшего количества учеников.

Занятия в мастерской керамики школы «Ковчег», также как и программа базового образования, построена на освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенности каждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этим определяется преемственность и системность между областями общего и дополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, что ему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

Необходимо также отметить воспитательные аспекты дополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на происходящие события и людей, участвующих в них. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, их взаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждому ученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Социально-личностные компетенции как результат современного образования
Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза. Существует несколько трактовок термин ...

Характеристика инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении
Научная и инновационная деятельность сегодня как никогда нуждаются в поддержке государства. Система правового регулирования должна охватывать весь научно-исследовательский и инновационный цикл, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности разработчиков и общества, способствовать формирован ...

Биологический подход к содержанию комнатных растений
Комнатные растения нуждаются в постоянном уходе. Если листья покрылись пылью, цветы этого растения перестают «дышать», поэтому листья растений время от времени обязательно нужно обмывать или протирать мягкой щеткой или тряпочкой, смоченными в теплой воде. Пожелтевшие кончики листьев необходимо подр ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru