Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей.
Современное образование и воспитание направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас» (А. Маслоу). Исторически сложилось так, что специалисты по художественному воспитанию оказались первыми, кто двинулся в этом направлении: художественное образование или, лучше сказать, образование посредством искусства значимо не столько для появления художников или произведений искусства, сколько для появления лучших людей. Для нас важно мнение, высказанное А.Г. Асмоловым; «Я считаю, только тогда, когда искусство «пронзит» всю систему образования, оно (образование) станет той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры» (выделено А.Г. Асмоловым), и далее автор продолжает: «Если понимать искусство как канал передачи личностных смыслов, то в школе все предметы, связанные с искусством должны стать не средством, а целью системы образования, осознаваемой как смысловая, понимающая педагогика».
Занятия в системе дополнительного образования имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности.
Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.
Квалификация учителя изобразительного искусства имеет особое значение в начальной школе, так как в этот период происходит активное знакомство учащихся с разными видами искусства, наукой, окружающим миром, средой и людьми. Изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект, вокруг него выстраиваются другие виды искусства. Оно является важным звеном в системе общего и эстетического воспитания, одним из видов и средств художественного образования школьников. Для того чтобы общение с изобразительным искусством в младшем школьном возрасте проходило наиболее эффективно, необходимо, как показывает исследование, осуществлять его в тесной взаимосвязи с другими видами искусства (музыка, литература, театр, танец) при условии высокой квалификации учителя.
Тонкости педагогики:
Бытовые дозиметры-радиометры
Промышленностью был освоен выпуск приборов, которые позволяют проводить оценку степени загрязнения поверхностей по бета-излучению, одновременно с измерением мощности дозы гамма-излучения и оценкой загрязнения по гамма-излучению. Это бытовые дозиметры-радиометры “Поиск-2”, “Сосна”, “Припять” и ИР-03 ...
Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социолог ...
Разновидности и возможности использования учебных
деловых игр
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых ...