Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Современная педагогика » Творчество учителя как активный элемент художественного образования » Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании

Страница 4

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое внимание работе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки из глины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития и обучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляют знания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя и окружающего мира посредством работы с глиной.

Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкая задача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современной психологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только в индивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходит усвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическое воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятий работают над художественными изделиями разными способами - лепкой (из комка, жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными видами декорирования изделий и обжигом.

Основной целью занятий керамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и раскрытие творческих способностей детей.

Содержание занятий включает в себя изучение как общих закономерностей развития искусства керамики, так и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различные исторические эпохи.

Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, а также овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.

Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также служат оспитанию чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.

Основными задачами учителя на занятиях керамикой являются:

- развитие художественно- творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности;

- приобретение учащимися навыков практически значимых способов деятельности, умений, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;

- приобщение учащихся к мировой художественной культуре;

- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирование восприятия керамических и скульптурных объектов как деталей интерьера, элементов оформления фасадов зданий, деталей костюма, как неотъемлемой части материальной среды обитания людей;

- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, творчеству художника;

- расширение художественного кругозора, развитие художественного вкуса;

- воспитание чувства национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде;

- знакомство с керамикой древних цивилизаций;

- изучение русских традиционных гончарных и игрушечных промыслов;

- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- овладение основными приемами работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму, формование на гончарном круге);

- освоение различных способов декорирования керамических изделий.

В программе « Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменским был выделен принцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити ...

Обследование детей младшего школьного возраста – констатирующий этап эксперимента
Задачи констатирующего этапа: диагностика психических процессов обследование моторики и письма В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование устной речи, письменной речи и диагностика уровня развития психологической базы речи детей младшего школьного возраста. Изучение психологиче ...

Исследование значения нравственного воспитания в работе с гиперактивными детьми
Для проведения исследования по данной теме предлагаются следующие методы: Теоретические методы: изучение научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы – анкета; сравнение и обобщение. С целью практического обоснования вводов, полученных в ходе теоретического изучения проб ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru