Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы:
сенсомоторные;
психологические;
языковые
Сторонники сенсомоторной концепции связывают речевое недоразвитие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, агнозией, апраксией). В соответствии с психологической концепцией при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.
Представители этих концепций ставят процесс порождения речи в зависимость от состояния различных психических функций и некоторых характеристик личности. Механически устанавливают причинно-следственные связи между речевыми и неречевыми расстройствами; не учитывают, что речь это многоуровневая деятельность, имеющая сложную структуру и не может быть сведена к сенсомоторному компоненту.
Сторонники языковых концепций связывают недоразвитие речи с несформированностью процесса восприятия и порождения речевых высказываний. При этом принимают во внимание своеобразие отношений между языковыми и неязыковыми механизмами. Именно в этих концепциях находят объяснения типичные для алалии языковые нарушения.
Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употребляют автономно и совместно с вербальной речью мимикожестикуляторную речь.
Таким образом, экспрессивная алалия представляет собой частное вербальное расстройство знакового выражения в речевой деятельности, так как у детей с алалией нарушена только словесная речь.
Тонкости педагогики:
Зарубежный опыт формирования эффективных систем
управления образованием
Немецкая модель профессионального образования - дуальная система. Она основывается на твердой привязке системы профессионального обучения к предприятию. Регулирование системы осуществляется в рамках корпоративных норм. Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках дуальной системы, опреде ...
Применение технологии личностно-ориентированного обучения в современной
школе
Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность. В данной работе в качестве ведущей концепции личностно-ориентированного обучения пр ...
Специфика преподавания керамики в дополнительном образовании
Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание чело ...