Культура как философская, социально-историческая и психолого-педагогическая категория

Современная педагогика » Изучение тувинского фольклора как средства формирования экологической культуры младших школьников » Культура как философская, социально-историческая и психолого-педагогическая категория

Страница 2

8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, то есть с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждое из перечисленных групп определений ухватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен, она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна и изучаема, основана на символах, «суперорганична», то есть не включает биологических компонентов человека и передаются отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются ввиду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода.

Культура – это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, посвященный обычаями, религией, искусством и вообще «лучами культуры». Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувства ненависти или презрения. Эти все возможные удовольствия и не удовольствия составляют то, что именуется вкусом. Мы, например, испытываем удовольствие при «виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцания предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называем его прекрасным». [24, с. 737]

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойством, но и нашим отношением к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность – это субъективно-объективная реальность. «Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным – то, что ему только нравится, хорошим – то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматривает объективную ценность». [25, с. 211]

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т. д. Понятие ценность выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры. Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что отошло в прошлое.

Рассмотрим далее виды, формы, содержание и функции культуры.

Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Систематизация проблем использования интерактивных форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повсед ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru