П.В. Бундзен с сотрудниками разработали ряд оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый образ жизни (53, 184, 211). В ходе своих исследований они подтвердили тот факт, что оздоровительный эффект физических упражнений, нацеленный на укрепление психического здоровья, может быть значительно усилен за счет совмещения в единую систему методов физического и психического тренингов (79). В результате ими была разработана концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тренинга. Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного развития личности. На основе этой концепции была создана система интегративной тренировки (ИПФТ).
В ходе исследований ИПФТ показала свою эффективность в усилении оздоровительного эффекта физических упражнений, повышении мотивации к занятиям физической культурой. Применение ИПФТ в школах Красноярска позволило добиться изменения ценностных ориентации в старших классах, существенно изменить стиль поведения школьников (52, 53).
Основная задача, решаемая при формировании третьего компонента ценностного отношения учащихся к здоровью - поведенческого - формирование здорового стиля жизни с помощью специальных поведенческих установок. Основным средством решения этой задачи являются физические упражнения. Ведущую роль двигательной активности (физических упражнений) в формировании здорового образа и стиля жизни отмечают многие специалисты физического воспитания (26, 28,40, 56, 57, 87, 94).
С помощью физических упражнений формируются все четыре компонента ценностного отношения к здоровью.
В этом контексте разработка физических упражнений в деятельности, поступок, развертывание двигательных действий в смысловые образования, способствующие формированию ценностно-мотивационной структуры личности становится насущной задачей физического воспитания с оздоровительной направленностью (196, с.9).
Физические упражнения, помимо общепризнанной пользы для здоровья, считаются прекрасным средством, способствующим разгрузке нервной системы. Не следует забывать и еще об одном оздоровительном аспекте физических упражнений, связанном с немалыми усилиями, совершив которые ученик испытывает определенную удовлетворенность, чувство одержанной победы над собой. Это создает положительный эмоциональный фон, сказывающийся на поступках и образе мышления человека (139, с.48).
Основной задачей при формировании четвертого компонента ценностного отношения к здоровью - волевого - является формирование волевой сферы старшеклассника.
Воля воспитывается через волевые действия и процессы, специфика которых заложена в волевых усилиях. Представляется наиболее целесообразным рассматривать волю как функцию организации трудной деятельности, которая обусловливает ее начало и исполнение, а мотив - побудительная детерминация воли, которая способствует стимуляции деятельности. Важным источником возникновения мотивов волевой деятельности является осознание общественных и личных потребностей и ценностей (198, с.49).
Для формирования волевых усилий в деятельности важно регулярное следование требованиям необходимости. Однако, чтобы не произошло срыва воли, надо владеть приемами снятия напряжения - релаксации.
Волевые усилия проявляются на основе познания, изучения своих возможностей, способов осуществления волевой деятельности. В зависимости от устойчивой направленности и особенностей готовности к проявлению волевых усилий можно судить о сформированности различных волевых качеств человека. Волевые качества не только проявляются, но и формируются через волевые усилия. Волевые качества характеризуют потенциальную сторону волевых усилий, становятся гарантией готовности к устойчивому и эффективному их проявлению (198, с.62).
Одни волевые качества необходимы, чтобы приступить, к какой-либо деятельности, а другие - чтобы ее эффективно осуществить. Приведем основные звенья психического управления деятельностью с указанием волевых качеств, участвующих в ее реализации:
Тонкости педагогики:
Понятие «развивающая среда», принципы организации
предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...
Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задач ...
Особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, про ...