иллюстрационный материал биология урок
Решению задач реформы школы — повышению качества знаний и умении учащихся, их воспитанию способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной организации процесса обучения на уроках, уменьшению затрат времени па приготовление домашних заданий, возможности после окончания школы постоянно проводить работу по самообразованию в значительной мере способствует овладение умениями работать с учебником. В этом источнике знаний последовательно излагается основное содержание предмета, включенные в программу основы биологической науки, объем которых от класса к классу увеличивается, а степень раскрытия усложняется [Трайтак 2004].
Овладение учащимися умением работать с учебником — важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированные умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время как на уроке, так и при подготовке домашнего задания [Калинова 1989].
Для повышения эффективности учебной деятельности учащихся с учебником школьники должны овладеть рядом умений. К их числу следует отнести умения ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, самостоятельно оформлять результаты работы. Эти умения формируются у учащихся еще в начальной школе. Однако уровень овладения ими недостаточно высок. Кроме того, школьники не могут самостоятельно осуществлять перенос умений работать с учебником из начальной школы в среднюю, учитывать при этом специфику учебников биологии [Пономарева 2003].
Для овладения учащимися основными умениями работы с учебником необходимо систематически использовать его на уроках, обучать приемам работы с ним. Так, для обучения умениям ориентироваться в учебнике, необходимо научить школьников пользоваться титульным листом, предисловием, оглавлением, указателем терминов, приложением. Это означает, что учащиеся должны называть основные части учебной книги, объяснять роль каждой из них, определять с помощью оглавления содержание глав, находить ранее изученный и незнакомый учебный материал, сведения по тому или иному вопросу, использовать изложенные в предисловии указания о работе с учебником (шрифтовые выделения, сигналы-символы и другие знаки) [Трайтак 2004].
Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить, составить план прочитанного, пересказать содержание по плану, подобрать материал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач. Важно обучить учащихся последовательности действий, входящих в состав каждого умения. Например, при составлении плана школьники должны прочитать параграф или статью, разбить их на части с учетом выделения главных мыслей, назвать каждую часть, записать названия [Пономарева 2003].
Для овладения умением работать с рисунком, важно научить школьников рассматривать рисунок, выделять в нем нужные объекты, распознавать его части, сравнивать отдельные объекты и делать выводы, давать описание процесса, изображенного па рисунке, составлять по нему рассказ и т. д.
Организация систематической работы учащихся с учебником не означает, что надо ослабить внимание к использованию па уроке других источников знаний, особенно натуральных объектов, наблюдение их, постановку опытов. Наблюдения за растениями, животными и другими организмами, постановка опытов по-прежнему остаются ведущими способами получения новых знаний учащимися па уроке, экскурсиях, при выполнении летних заданий [Пономарева 2003].
Важно использовать учебник совместно с другими источниками знаний. Работа с ним подготавливает школьников к выполнению лабораторного занятия, к наблюдению за ходом и результатами опыта, к усвоению содержания телепередачи, кинофильма и других экранных пособий.
Тонкости педагогики:
Обзор образовательной системы
Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует св ...
Дифференциация содержания дошкольного образования на
современном этапе
Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого. Дифференциация обучения, по мнению исслед ...
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления реб ...