Классификация средств обучения

Страница 1

Существует несколько подходов к классификации средств обучения, в основу которых положены признаки, характеризующие определенные стороны их использования в процессе обучения.

Основными из них являются характер воздействия на обучаемых; степень сложности изготовления и подготовки к работе; происхождение.

Некоторые дидакты делят средства обучения еще на две большие группы: средства преподавания (средства – источники информации), причисляя сюда то, что использует преподаватель в своей деятельности, и средства учения (средства – инструмент усвоения знаний, умений, навыков), относя сюда все, что ученики используют для самообучения. Условность этого деления очевидна, так как нередко одни и те же средства успешно используются и в том и другом случае.

По характеру воздействия на обучаемых различают следующие средства обучения:

• визуальные – макеты, модели, схемы, иллюстрации, диафильмы, кододиапозитивы, реальные предметы и т. п.;

• звуковые (аудиосредства) – радиооборудование, магнитофоны, диктофоны, проигрыватели, плееры;

• аудиовизуальные – телефильмы, кинофильмы, компьютерные презентации со звуковым сопровождением, театрализованные постановки и т. п.

По степени сложности и подготовки к работе средства обучения могут быть представлены:

• простыми – учебная и дидактическая литература, печатные пособия, схемы, макеты, реальные предметы и т. п.;

• сложными – ТСО, полоса препятствий, компьютеры, тренажеры и т. п.

По происхождению различают:

• натуральные средства обучения – реальные предметы, существующие в окружающей среде;

• символические средства обучения – искусственные предметы (средства), рисунки, схемы, знаки, карты и т. п.;

• технические средства обучения – проекторы, видео- и аудиомагнитофоны, компьютеры и т. п.

Встречаются подходы, где дидакты предлагают классифицировать средства обучения по свойствам этих объектов; их эффективности в учебном процессе (влиянию на качество знаний); субъектам, на которые направлена их деятельность; их влиянию на развитие определенных способностей и т. д.

Определенного внимания заслуживает классификация средств обучения в зависимости от уровня, на котором они используются. В качестве таких уровней рассматривается занятие (первый уровень), учебный предмет (второй уровень), весь процесс обучения в целом (третий уровень).

Соглашаясь с таким делением, следует добавить, что на всех уровнях, т. е. на отдельно взятом конкретном занятии, на занятиях по каждому отдельно взятому предмету и в процессе обучения, могут отличаться как сами средства обучения, так и способы их применения. А это означает, что может разниться и применение одних и тех же средств обучения в зависимости от учебной дисциплины и даже темы конкретного занятия.

Многое в использовании средств обучения определяется и личностью преподавателя, его умением и желанием использовать те или иные из них, а также простым фактом их наличия в его распоряжении. Нередки случаи, когда преподаватели создают свои собственные, нередко инновационные средства обучения, например, сюда можно с полным основанием отнести знаменитые опорные листы и сигналы, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний В. Ф. Шаталова.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контро ...

Отличия интенсивных школ развития от ранних школ «НооГен»
Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых ...

Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера
Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей. Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru