Получаем достоверную разницу, которую определяет t-критерий Стьюдента – 4,17; 6,70; 10,6; 6,15; 6,07; 10,6; 6,92.
Зададим вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше 2,18. У нас эти показатели равны 4,17; 6,70; 10,6; 6,15; 6,07; 10,6; 6,92 то есть больше табличного. Следовательно, гипотеза о том, что выборочные средние, равные3,2 и 4,6; 3,1 и 4,6; 2,8 и 4,6; 3,1 и 4,7; 3,0 и 4,7; 2,8 и 4,6 статистически достоверно отличаются друг от друга, подтвердилась.
Рис 1. Развитие мышления у детей контрольной и экспериментальной групп
Таким образом, результаты исследования мышления детей контрольной группы показали, что у них а) мыслительная деятельность (задача, процесс, результат) не вызывали положительного эмоционального отношения, они индифферентны к ней; б) не располагали необходимым фондом действующих знаний (общих представлений и элементарных житейских понятий, способов решения интеллектуальных задач без непосредственной опоры на предмет действия) для решении задач. Абстрагировали внешние несущественные признак, делали ситуативные ошибки; в) не сформированность мыслительного акта; г) не в состоянии объяснить правильно выполненные практические действия, объективировать в слове, осознать. В отличие от детей контрольной группы дети экспериментальной группы заинтересованно и легко включались в работу: внимательно выслушивали задание, в его повторении и дополнительном разъяснении не нуждались. Работали сосредоточено с ответом не спешили, отвечали уверенно, развернуто. Относительное богатство их представлений о конкретных предметах быта, окружающей природы их систематизация и обобщенность, умение сосредоточится на задании.
В ходе исследования обучаемости в контрольной и экспериментальной групп были получены результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Уровни овладения структурой обучаемости у детей контрольной и экспериментальной групп
Компоненты мышления |
КГ |
ЭГ |
T-критерий | ||
Количество испытуемых |
Количество баллов |
Количество испытуемых |
Количество баллов | ||
Интерес к заданию |
10 |
30 |
10 |
48 |
6,67 |
Осознание цели задания |
10 |
28 |
10 |
46 |
10,6 |
Качество самоконтроля |
10 |
25 |
10 |
45 |
7,69 |
Принятие задания |
10 |
25 |
10 |
50 |
8,33 |
Вербализация задания |
10 |
25 |
10 |
49 |
8,27 |
Оценка деятельности |
10 |
25 |
10 |
50 |
8,33 |
Достоверная разница, выраженная t-критерием Стьюдента – 6,67; 10,6; 7,69; 8,33; 8,27; 8,33.
Зададим вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше 2,23. У нас этот показатель t равен 6,67; 10,6; 7,69; 8,33; 8,27; 8,33 то есть больше чем в таблице. Следовательно, гипотеза о том, что выборочные средние равные 30 и 48; 28 и 46;.25 и 45; 25 и 50; 25 и 49 статистически достоверно отличаются друг от друга, подтвердилась. Вероятность допустимой ошибки, равная больше чем 0,05, считается достаточной для научно учредительных выводов.
Тонкости педагогики:
Реализация педагогических условий развития детей
раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей ранне ...
Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы
использования водных ресурсов»
Цель игры: Выявить значение водных ресурсов для природы, хозяйства и населения, определить негативное влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы, выделить основные пути решения проблемы водопользования в г. Саранске, развивать экологическое мышление школьников и бережное отношение к приро ...
Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего
возраста
Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской сфере песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм ...