Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Страница 3

Предварительное планирование предстоящей работы – один из центральных моментов в любой работе. Воспитательница учит детей выделять части предмета, места и способы соединения, материал, его количество. Обращается внимание на трудовые операции, которые можно выполнить, чтобы получить вещественный результат. Определяется порядок выполнения трудовых операций: сначала заготовка деталей, затем их склеивание, а потом отделка. Планировать можно как сам трудовой процесс, так и трудовую деятельность в целом: какие материалы, инструменты нужны, как подготовить рабочее место, как распределить объем работы между всеми участниками, если труд коллективный. Таким образом, мы можем говорить о планировании труда в более узком и широком смысле. Освоение последовательности трудовых операций рассматривается как обязательное, ибо является основой для самостоятельного планирования в старшем возрасте. Навыками планирования труда дети овладевают постепенно. Сначала предварительное планирование трудовой деятельности осуществляется полностью воспитательницей: она отбирает необходимые материалы, показывает или напоминает последовательность действий, распределяет работу между детьми. По мере овладения трудовыми навыками ребята сами переходят к элементарному планированию. Овладение навыками планирования трудовой деятельности способствует значительному улучшению качества результата труда, закрепляет у детей у детей интерес и любовь к труду, создает благоприятные условия для воспитания самостоятельности, инициативы, положительных взаимоотношений. Требования к планированию усложняются в направлении от умения планировать отдельные трудовые процессы к навыкам планирования в целом трудовой деятельности. При планировании трудового процесса учитываются лишь приемы и порядок их выполнения. Планирование трудовой деятельности в целом включает большое число разнообразных компонентов: прежде чем приступить к работе, дети подбирают все необходимое для ее выполнения, готовят рабочее место, определяют, что будет делать каждый из участников труда и в какой последовательности. Дети старшей группы овладевают сложным навыком планирования коллективной работы. К этому нужно подвести каждого воспитанника группы. Овладеть навыком планирования помогает прямое научение. Воспитательница связывает оценку деятельности ребенка с умелым ее предварительным обдумыванием, планированием. Так дети усваивают связь между планированием и качеством выполнения работы.

В детском саду стало правилом каждую работу заканчивать уборкой рабочего места, материалов и оборудования. Если воспитательница постоянно обращает внимание на этот момент, требует наведения порядка после работы, у ребят формируется соответствующий трудовой навык, экономное и бережное отношение к используемым материалам.

1. К уборке рабочего места надо привлекать всех детей. Если, к примеру, ребенок принял участие в стирке кукольного белья, он должен отнести таз, подносы, ведро, протереть клеенку, сложить и убрать все на рабочем месте. Если ребенок работал с деревянным материалом, он должен сложить инструменты, смести со стола, протереть около него пол или замести влажным веником.

2. Сами инструменты также надо протирать, просушивать. Например, грязными лопатами ребята не хотят пользоваться. Готовя необходимое оборудование для труда, они стараются выбрать чистые и хорошие инструменты. Чтобы инвентарь был всегда таким, надо за ним ухаживать: чистить, мыть, просушивать, хранить в сухом месте.

Подобное требование предъявляется к уборке любого оборудования, включая тряпку, который дети протирают по мере необходимости пол.

3. Воспитательница должна учить ребят убирать остатки материалов, воспитывать бережное обращение с ними. Например, педагог предлагает просмотреть оставшийся материал, подумать, можно ли его в дальнейшем использовать. Она советует: «Не нужно выбрасывать кусочки красной бумаги. Из них можно изготовить мелкие детали для украшения изделий».

4. Надо обращать внимание на то, чтобы после работы общий порядок в группе был восстановлен.

5.Формирйя у детей трудовые навыки, воспитательница должна обращать внимание на темп работы, ее аккуратность, тщательность, используя словесные указания, совет, выдвигая соответствующие требования, подавая личный пример. В оценке труда ребенка нужно устанавливать зависимость качества результата от степени овладения трудовыми навыками. Руководя трудовой деятельностью детей, воспитательница одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в деятельности можно выделить две стороны: руководство процессом трудовой деятельности детей, решение задач обучения и формирование значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость. Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Природные источники радона. Радон и методы оценки радоновой опасности
Ионизирующие излучения – потоки фотонов, а также заряженных или нейтральных частиц, взаимодействие которых с веществом среды приводит к его ионизации. Ионизация играет важную роль в развитии радиационно-индуцированных эффектов, особенно в живой ткани. Средний расход энергии на образование одной пар ...

Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию гиперактивных детей
Каждый взрослый, а не только родители, обязан быть воспитателем детей, которых ему доверили или которые почему-либо около него оказались. Сейчас, правда, существует точка зрения, что человек должен быть свободен. Но это инфантильное заблуждение. На самом деле испокон веков взрослые считали своей об ...

Ранняя коррекционная помощь в Республике Беларусь
Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее. Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешател ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru