Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Современная педагогика » Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ » Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

Страница 1

Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей уже сформированы трудовые навыки, необходимые для выполнения различных заданий. Например, вымыть игрушки, разложить материал для рисования, вынести на участок вдвоем корзину с игрушками. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую зависимость друг от друга. Сверстников объединяет общий результат труда, а также общение, которое возникает в процессе выполнения поручения. Воспитательница приучает ребят помогать друг другу, доводить дело до конца. Необходимо поощрять доброжелательное общение между детьми, так как оно является началом дружеских взаимоотношений в совместной деятельности.

Постепенно дети начинают осознанно относиться к обязанности постоянно заботиться об окружающих, уровень выполнения трудовых поручений у них повышается, ребята уже способны проявлять инициативу и самостоятельность, стремление создать что-то приятное и нужное для окружающих. Педагогу очень важно поддержать эти первые ростки детской самостоятельности. Инициативу в труде воспитанники старшей группы проявляют в тех случаях, когда педагог умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов достижения результата. С помощью вопросов педагог постепенно приучает воспитанников вспоминать, что они уже умеют делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может действовать самостоятельно. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом: уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, трудом в природе. В старшей группе особенно важно замечать каждый случай проявления детской инициативы. Для развития инициативы более эффективными будут напоминания воспитателя о работе, нужной для всех. Это подскажет детям, каждый самостоятельно сможет сделать, например, для того, чтобы в групповой комнате стало красиво.

Дети дежурят по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей. Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, расставляют блюдца, приносят с раздаточного стола по две чашки на детские столы. Дежурные следят за тем, чтобы на всех столах были салфетки, убирают посуду после еды: хлебницы, стаканы с салфетками.

Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети не воспринимают эту деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых. Воспитательница, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кому из ребят еще надо постараться, разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто старательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно».

Необходимость труда дежурных по подготовке к занятиям, воспитательница мотивирует тем, что дети стали старше, а занятия более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Особенно велика нагрузки в процессе подготовки к занятиям изобразительной деятельности, поэтому не следует раздачу всех материалов возлагать только на дежурных. Дежурные вместе с воспитательницей готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленными воспитательницей, банки с водой, кисти, подставки для них, раскладывают салфетки для осушения кистей. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.

Систематическая работа педагога по руководству процессом выполнения детьми трудовых заданий позволит к концу года сформировать у них простейшие трудовые навыки, желание трудиться, представление о значении их труда окружающих.

Очень важно учить детей выделять в задании цель и способ ее достижения, удерживать в памяти все этапы работы и самостоятельно выполнять ее.

Дети старшей группы лучше усваивают материал, приобретают умения и трудовые навыки, когда они вовлечены в доступные им виды деятельности: игровую, практическую. Как и в младших группах, основными способами сообщения им знаний и умений являются анализ образца и показ способа действий с материалом. Вместе с тем, опираясь на достигнутый детьми трудовой опыт, воспитательница начинает приучать их понимать и словесные объяснения.

Воспитательница приучает ребят действовать самостоятельно, не мешая друг другу, выполняя задание до конца, преодолевая трудности. Можно предлагать детям варьировать, разнообразить способы выполнения задания. Например, при обучении конструированию воспитательница показывает, как можно добиться, чтобы домики не были похожими: раздвигая кирпичики на разное расстояние, друг от друга, получают окна различной ширины, поворачивая кирпичики разной стороной к себе, меняют конструкцию стен дома.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Система дошкольного образования
У дошкольного образования в Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились еще в начале 19 века. Однако, ближе к середине того же века немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фробель ввел понятие Kindergarten (детский ...

Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных учебниках
В настоящее время вопросы тригонометрии изучаются в 10-11 классах в рамках 85 - часового курса "Алгебра и начала анализа". В разных вариантах тематических планов, опирающихся на учебники разных авторов, отводится от 15 до 28 часов; при этом в основном ставятся следующие цели: - ввести пон ...

Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru