Понятие наркомании и факторы ее возникновения

Страница 1

Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».

Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания» [16; 31].

Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом, Наркомания

(от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).

Наркомания

– это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).

– это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин);

– пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова);

– заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).

Поэтому в нашей работе, наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.

Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.

Личностные факторы

включают:

· успешность в реализации своих стремлений;

· осознание жизненной перспективы;

· отношение к возможности употребления наркотиков;

· отношение к насилию;

· уровень эмоциональной зрелости;

· сформированность системы ценностей и привязанностей;

· наличие кризисных ситуаций;

· уровень притязаний и самооценка;

· наличие непреложных авторитетов.

К семейным факторам

относят:

· систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;

· уровень конфликтности в семье;

· семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;

· систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;

· родительские ожидания;

· компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;

· генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;

· созависимость.

Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.

Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.

Созависимость

– это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.

Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:

· слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);

· «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;

· желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;

· страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;

· неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;

· чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;

· постоянное откладывание всего «на потом»;

· неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;

· в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер – воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношен ...

Задачи выразительного чтения
Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразитель ...

Модель имиджа педагога
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической д ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru