На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия изображенных на рисунках объектов. Поэтому надо тщательно продумывать задания к рисункам.
Работа с иллюстрациями повысит эффективность демонстрации натуральных объектов и выполнения заданий практического характера [Трайтак 2004].
Подобная работа выполняется учебником зоологии. Так, учащимся предлагается найти изображение медузы и обнаружить у нее тело и щупальца; распознать плоских и круглых червей, найти у плоских головку и членики; найти основные части тела слизня и виноградной улитки и др.
Для получения наибольшей информации при работе с иллюстрациями важно научить учащихся пользоваться подписями к ним, условными обозначениями. Следует учитывать, что в новых изданиях учебников часть описательной информации переносится из текста в рисунки и подписи к ним. Поэтому в настоящее время нельзя не обращать внимания на рисунки, необходимо их широко использовать в учебном процессе. В этой связи обучение школьников умению работать с рисунками, условными обозначениями, подписями становится особенно актуальным [Якунчев 2008].
Работа с рисунками и подписями к ним не представляет для школьников большой сложности и используется для того, чтобы составить представление о строении объекта, взаимосвязи его частей, их расположении, выявить главные признаки [Якунчев 2008].
Обучение умению пользоваться условными обозначениями позволяет быстро ориентироваться в рисунке, перейти от рассмотрения общего плана к крупному, выявить детали строения какой-либо части тела. Так, в учебнике зоологии для этих целей часто используется стрелка. При рассматривании, например, рисунка с изображением вольвокса учитель разъясняет назначение стрелки. При работе с рисунком, на котором показаны стрекательные клетки гидры, учитель дает задание: рассмотрите и объясните, из какой части тела гидры взяты две увеличенные клетки, расположенные в правой части рисунка [Трайтак 2004].
В процессе обучения важно научить школьников распознавать органы и системы органов животных по цвету. Учитель должен на первых уроках разъяснить, что пищеварительная система на схемах учебника всегда обозначается зеленым цветом, дыхательная— синим, выделительная — черным, нервная — желтым, кровеносная — красным, половая — коричневым.
В дальнейшем учитель использует задания такого типа: какие системы органов аскариды изображены на рисунке; последовательно перечислите органы пищеварительной системы аскариды (обозначена зеленым цветом); назовите все органы пищеварительной системы голубя и пищеварительные железы, изображенные на соответствующем рисунке; назовите органы, образующие дыхательную систему у птиц, и т. п.
Усложнению познавательной деятельности школьников с рисунками способствуют задания на нахождение ответов па вопросы, составление рассказа, использование иллюстраций в качестве самостоятельного источника знаний. Целесообразно вначале использовать рисунки для ответа на вопрос или составления рассказа о строении клетки, тканей, органов, организма. При этом учителю необходимо заранее проанализировать рисунки, отобрать наиболее четко выполненные, с ясными подписями, которые можно использовать для самостоятельного выполнения учащимися определенного задания [Конюшко 2004].
Наибольшую обучающую роль играет рисунок в учебнике зоологии, так как при изучении животных не всегда имеется возможность обеспечить наглядность на уроках. Задания могут быть примерно такими: рассмотрите рисунок и расскажите о строении зеленой эвглены. Аналогичные задания могут быть даны для работы с другими рисунками [Резенштейн 1977].
В учебниках биологии много рисунков, на которых отображены различные биологические процессы: питание, дыхание, передвижение, размножение, развитие, рост организмов. Практика показывает, что учащиеся хуже усваивают знания о процессах жизнедеятельности, чем о строении организмов. Поэтому организация работы с рисунками на уроках облегчит усвоение школьниками знания о жизнедеятельности организмов. Вот почему целесообразно систематически включать учащихся в работу с рисунками, отображающими биологические процессы [Суматохин 2005].
Однако работа с рисунками, на которых отображены процессы жизнедеятельности, часто вызывает у школьников затруднения и не может быть выполнена самостоятельно. В этом случае учитель организует фронтальную работу учащихся или оказывает им индивидуальную помощь. Например, учащиеся VI—VII классов рассматривают рисунок, устанавливают последовательность этапов деления амебы с помощью стрелок. Учитель предлагает рассмотреть рисунки слева и описать происходящее, указать изменения. Учитель помогает делать выводы.
Тонкости педагогики:
Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
В настоящее время в общественных и естественных науках применяется множество различных методов прогнозирования. Естественно, что педагогическое прогнозирование в начале своего развития может заимствовать соответствующие методы и приемы из других областей (социологии, психологии, кибернетики и т.д.) ...
Фрагменты конспектов уроков – примеры применения интерактивной доски Smart Board при изучении математики в 5–6 классах c учетом
принципа наглядности
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, созд ...
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...