Для рабочих тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании электротехнических понятий, применяются:
- операциональное определение электротехнических понятий;
-вычерчивание принципиальных электрических схем;
-преобразование схем электрической цепи для расчета параметров;
-определение элементов конструкции устройств;
-анализ физических процессов, режимов работы устройства в виде векторных, потенциальных, временных диаграмм и графиков изменения сигналов;
-расчет системы параметров устройств по формулам, временным и векторным диаграммам и т. д.
Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради. В определениях электротехнических понятий пропущены ключевые слова (Рис.7), т. е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить и т. д.). Для вычерчивания принципиальных схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т. е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах. Такой же алгоритм существует для представления принципиальной схемы электрической цепи с целью преобразования схемы соединения элементов с тем, чтобы рассчитать систему параметров по указанному в тетради методу.
Определение элементов электротехнических устройств операция, обратная построению принципиальной схемы. В этом случае принципиальная электрическая схема или само устройство даются в готовом виде, а учащиеся должны определить каждый элемент по условному обозначению и описать его функциональное назначение.
Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированности знаний и умений учащихся.
Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении изучения электротехники в объеме 100-120 часов переходят в метод учебной работы.
Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник[31,с 30].
Таким образом, мы рассмотрели этапы развития рабочей тетради, начиная с дореволюционного времени и заканчивая современным периодом. Охарактеризовали рабочие тетради трех типов: многоцелевые, дневники, комбинированные и выявили их альтернативные возможности.
знание обучение рабочий тетрадь
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую, научно-познавательную и справочную литературу, мы выяснили, что средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно – воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В нашей работе мы рассмотрели классификацию дидактических средств обучения по источнику познавательной информации (наглядные, словесные и практические методы), и выделить следующие классы:
1) учебно-наглядные пособия (УНП);
2) учебно-методическая литература (УМЛ);
3) учебно-производственное и лабораторное оборудование и материалы (УПО);
4) технические средства обучения (ТСО).
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь – это набор заданий для организации работы учащихся, составленный в строгом соответствии с действующей учебной программой и охватывающий определенный учебный курс или значительную его часть.
Нами рассмотрены психолого-педагогические требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения, и на основе их разработали требования для рабочей тетради:
-соответствовать тематике занятия;
-четкое выделение главного;
-включение учащихся в самостоятельную пооперационную мыслительную деятельность;
-детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
-изображения должны выполняться с соблюдением масштабных соотношений их частей, особенно если это относится к существенным деталям;
Тонкости педагогики:
Условия формирования трудолюбия в семье
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные. С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние ...
Методика исследования уровня речевого недоразвития
Для обследования детей с моторной алалией мы использовали традиционную методику логопедического обследования. При составлении данной методики использовались принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р.Е.Левиной, методы обследования нарушений речи, предложенные Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной. ...
Диагностические методики исследования творческой личности
Методики определения уровней развития эстетических способностей имеют целью выявить ту или иную грань чувства формы во взаимосвязи со способностями воображения и эмпатии, вчувствования в форму. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и спец ...