Практическая реализация данной концепции находит выражение:
в логике построения курса;
в методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соотношения между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями;
в системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия;
в методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи;
в методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в который выполнение геометрических заданий требует адекватного использования приемов умственной деятельности;
в методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младшим школьникам математике, обладающее определенными методическими возможностями;
в организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий;
в построении урока математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.
В теме "Умножение" большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи.
Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение табличного умножения органически включается в третьем классе в темы "Площадь фигуры", "Измерение площади", "Сочетательное свойство умножения".
Рассмотрим особенности методики формирования навыков табличного умножения:
Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. Это позволяет не только поупражнять учащихся в сложении двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой, но и сосредоточить их внимание на наиболее сложных для запоминания случаях табличного умножения - 9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6.
Составление таблицы осуществляется небольшими порциями, каждая из которых сопровождается вариативными упражнениями, связанными с изучаемыми понятиями.
Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запоминать табличные случаи умножения, в определенной системе используются установки на запоминание 3-4 табличных случаев.
Таким образом, данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы, активизируя при этом смысловую память.
После изучения таблицы умножения учащиеся знакомятся с правилом умножения на 10 и сочетательным свойством умножения. Это позволяет им использовать табличные вычислительные навыки умножения для вычисления значений выражений 7х70, 90х6, 30х9 и т.д.
В соответствии с логикой курса, учащиеся сначала устанавливают смысл умножения и его табличные случаи, и только после этого приступают к изучению деления.
В теме "Деление" рассматривается связь компонентов и результатов действий умножения и деления, которая лежит в основе составления равенств, соответствующих случаям табличного умножения. Усвоение этих случаев, также как и табличное умножение, распределено во времени и связано с изучением тем "Умножить в", и краткого сравнения (тема "Увеличить в", "Уменьшить в", Во сколько раз?").
В третьем классе учащиеся знакомятся с единицами площади: квадратными сантиметрами, квадратными дециметрами, квадратными метрами; учатся измерять площадь прямоугольника с помощью палетки и вычислять ее по определенному правилу. Одновременно рассматриваются способы вычисления периметра прямоугольника.
Работа, связанная с формированием вычислительных навыков и умений, находит свое органическое происхождение в темах "Порядок выполнения действий в выражениях", "Распределительное свойство умножения", "Деление суммы на число". Нумерация многозначных чисел в курсе третьего класса представлена темами "Четырехзначные числа" и "Пятизначные и шестизначные числа".
Тонкости педагогики:
Диагностика уровня развития детей раннего возраста
Для исследования развития детей раннего возраста на базе ДОУ в селе Лариха был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследован ...
Методологические принципы педагогики
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип фор ...
Коллектив и развитие личности
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства коммунистической идеологии, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а ...