Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пределах от 5 до 11%. По данным А.О. Дробинской от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
В отечественной дефектологии ведутся споры по поводу крайне разнородной группы детей, обозначаемых как дети с ЗПР. Для большинства исследователей и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали "эмоционально-волевая незрелость", "слабовыраженные нарушения познавательной деятельности", "слабость произвольной регуляции деятельности". Более того, "задержка психического развития" - это клинический диагноз, в постановке которого должно учитываться состояние психического развития ребенка и соотношение проблемных и сохранных сторон психической деятельности.
Проблема исследования психики детей с задержкой психического развития не является новой в отечественной психологии. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, B.C. Лубовский, И.Ф. Марковская, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер детей с ЗПР.
Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), по мнению В.И. Лубовского, "важнейшей своей целью должно иметь не только установление факта отставания в развитии, но и раскрытие своеобразия проявлений этого отставания".
Трудности, проявляющиеся в обучении детей с ЗПР, привлекают внимание исследователей, прежде всего, к своеобразию познавательных процессов, и в этом плане накоплено много данных. Проведены психологические исследования внимания, памяти, мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Многие авторы (В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Н.А. Цыпина, Т.В. Егорова) отмечали, что полноценное исследование мыслительной деятельности детей с ЗПР предполагает изучение не только особенностей отдельных мыслительных операций, но и эмоционально-волевой сферы данной категории детей.
Ряд исследователей (A. M. Прихожан, Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин и др.) считает, что состояние эмоционально-волевой сферы и поведения детей с ЗПР соответствует предшествующей возрастной стадии развития. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР впервые начинает осознавать свою несостоятельность в связи с неуспеваемостью. Это ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, которое он попытается компенсировать в других сферах, в том числе и в различных формах девиантного поведения. Следствием чего становятся трудности с социально-трудовой адаптацией во "взрослой" жизни и в межличностном взаимодействии. Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем. Например, высокая тревожность и чувствительность детей с ЗПР - одна из причин возникновения и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками. Неумение контролировать жизненные ситуации, усугублённое низкой самооценкой, приводит к неуверенности в собственном будущем.
Имеются исследования, посвященные изучению взаимоотношений детей с ЗПР со сверстниками и взрослыми (Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева и др.), формированию эмоционального отношения старших дошкольников с задержкой психического развития к близким взрослым (Е.Н. Васильева).
Основные положения теории развития нормальных и аномальных детей были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер и др., концепция задержек психического развития была изложена в трудах Т.В. Егоровой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским, И.Ф. Марковской,
У.В. Ульенковой, Г.Е. Сухаревой и др. Основные идеи об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста отражены в исследованиях В.Н. Белкиной, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Р.А. Ждановой, Л.Е. Журовой, А.В. Запорожец, Т.Д. Кондратенко, М.И. Лисиной, B. C. Мухиной, Е.О. Смирновой.
Актуальность данного исследования состоит в том, что при достаточном количестве теоретических источников проблема развития познавательной деятельности ребенка-школьника с ЗПР не нашла достаточного освещения в научной литературе. Исследования познавательной деятельности ребенка с ЗПР ограничиваются лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на оказание помощи в развитии познавательных навыков. Однако комплексной системы развития познавательной деятельности ребенка с ЗПР не разработано. В этом состоит противоречие исследуемой темы.
В связи с этим, в основу нашего исследования положена проблема состояния в определении наиболее эффективных подходов к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
задержка психическое развитие школьник
Цель исследования -
изучить теоретические и практические аспекты развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования:
процесс развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования:
развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
Задачи:
1)
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР;
2)
рассмотреть психолого-педагогические основы и особенности развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР;
3)
раскрыть современные подходы к развитию навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики;
4)
выявить уровень развития навыков в учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР;
5)
смоделировать урок математики, направленный на развитие навыков познавательной деятельности у младших школьников;
6)
дать анализ результатов развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
Гипотеза:
развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики будет эффективным, если:
применить методики и провести коррекционную работу по развитию навыков учебно-познавательной деятельности;
моделировать уроки математики, направленные на развитие навыков учебно-познавательной деятельности;
выявить уровень развития навыков учебно-познавательной деятельности.
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, беседа, метод изучения документации).
База исследования
Новизна
нашего
исследования состоит в выдвижении идеи о развитии навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики.
Теоретическая значимость
заключается в обобщении систематизации подходов к определению специфики развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР; в описании практической работы, направленной на развитие навыков учебно-познавательной деятельности.
Практическая значимость.
Проведено исследование,
состоящее в разработке развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР, в практической реализации получения положительных результатов развития навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников и доказательство гипотезы.
Материалы и результаты исследования прошли апробацию
в рамках работы (семинара, метод. объединения педагогов-дефектологов).
Тонкости педагогики:
Условия формирования трудолюбия в семье
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные. С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние ...
Цели и задачи педагогики как учебной дисциплины
Педагогическая деятельность, направленная на формирование общества, диктуется самим же обществом, особенностями его исторического развития, потребностей и целей. Соответственно, и сами цели педагогики, как учебной дисциплины и практической деятельности в различных странах и эпохах отличаются. Разли ...
Включенность личности в творческий коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...