Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, знаниям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип: "Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать также". Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологии передачи накопленного социумом опыта.
В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объёме, не сомневаясь в их важности и полезности. Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости к различиям, умения сохранять связь времён, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становиться неизбежным, общество резко разделяется по возрастным группам. Чтобы избежать этого, в социокультурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя терпимость, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом социокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений. В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность – это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8]. Именно сегодня общество переживает регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, мишенью деструкции становятся история, культура, язык. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к отечественной истории, культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославившихся героическими подвигами. Традиционная народная культура гуманистичная и демократична по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, ядром её является идеал нравственного человека. Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, которая уважается и почитается. В труде люди общаются друг с другом, постепенно складывается система норм взаимоотношений, на первое место выдвигается взаимопомощь, дружба, любовь. Идеал человека образно выкристаллизовывается в народных пословицах поговорках, являющихся своеобразными педагогическими миниатюрами. Сказки, песни, афоризмы, героический эпос, изделия народных промыслов становятся наиважнейшим средством обучения и нравственного воспитания. Во всех этих видах народного творчества воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки [1, с.11].
Тонкости педагогики:
Использование исторических документов
на уроках истории
Еще до революции передовые учителя и методисты настаивали на широком использовании исторических документов в школьном преподавании истории. В 60-е годы М.М. Стасюлевич противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, содержащему “готовый” материал и “готовые” выводы, реальный м ...
Учебно-методическая линия Н.И. Сонина
Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 8-е изд.,испр. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.:ил. Учебник состоит из трех глав. Содержание дано в конце книги, что считается неудобным для нахождения материала учащимися. Учебник насыщен различного рода практическими раб ...
Цели и содержание обучения аудирования в средней школе
Мы понимаем, что речевой общение –процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на ...