Лучше понять принципиальные и практические отличия христианской системы образования от светской позволяет такая формула:
« Православно-христианское учение о религиозно-нравственном воспитании детей представляет собой идеальную целостную святоотеческую педагогическую систему, которая практически в жизни, до конца, конечно, не осуществима. Но идеал и должен быть недостижимым. Только тогда он и будет неизменным идеалом, постоянно показывающим степень отклонения при практическом стремлении к его осуществлению.» (11).
Возражение, что современное общество - светское и потому нельзя образование «воцерковлять» - идет от непонимания сущности вещей; ведь если человек захлебнулся и не дышит - это не значит, что ему нельзя делать искусственное дыхание, потому что он «недышащий».
Общество духовно больно, и давно уже духовно «не дышит». Поэтому и нужно как можно больше сотрудничать с православной Церковью, которая самим Богом поставлена для врачевания духовных болезней.
Теперь справка по этапам истории образования с точки зрения автора, христианского педагога.
Самое первое, самое главное, что необходимо понять и принять каждому воспитателю, это - основное положение христианской педагогики: истинная нравственность невозможна без религиозной основы.
И.М.Андреев, православный педагог
Этап поиска Бога
Этот этап начался сразу после нравственной катастрофы, с которой и начались все беды человечества. Как только человек отпал от Бога, возжелав жить самостоятельно «как бог», так и все человеческие дети, само собой, стали рождаться тоже поврежденными в нравственном смысле - с духовной «наследственной болезнью». Это не было волей Бога, но так выбрал своей свободной волей наш прародитель Адам.
Поэтому почти сразу по грехопадении возникло и образование, как институт восстановления той самой совести в человеке - институт возврата человека к Отцу, институт поиска Отца.
Практические навыки передать несложно: мотивировал, показал, проконтролировал - и навык передан (как мастер производственного обучения говорю). Это не является ни особой наукой, ни социальным институтом; для этого нет нужды организовывать отдельные сообщества или предприятия. Передача таких навыков во всей истории, да и сейчас, часто происходит «у станка», на рабочем месте, на производстве.
Такая передача не может явиться причиной возникновения целой отдельной отрасли человеческого действия - системы образования.
Сложнее что-либо довести до ума человека и «зафиксировать» это в сознаваемой памяти.
Еще тоньше дела обстоят с духовным воспитанием - совесть человека работает, по убеждению православной Церкви, с самого зачатия (т.е. до формирования органов тела), поэтому крайне важно именно в самый начальный период тщательнейшим образом беречь ее от вредных воздействий и воспитывать ростки правильных устремлений, то есть воспитывать еще родителей до зачатия будущего человека.
Именно поэтому в период отпадения от Бога, в период жизни человечества вне Бога, понадобилось кропотливо и тщательно заниматься этим важнейшим делом: помогать новым людям искать и находить основу всего сущего, смысл бытия и самого Творца.
Продолжалось это, насколько известно из (13), от начала земного человечества до Рождества Христова: избранный народ Божий сохранял все приблизительно неизменным, постоянно находя и теряя и снова находя Бога; однако были параллельно народы и другие (от одного прародителя, но других его сыновей), которые забывали Бога все больше и скатывались в языческое, примитивное понимание вышних сил. У таких образование все больше примитивизировалось и направлялось как сегодняшнее светское - на обучение «жизни в обществе». То есть, современное общество есть в духовном плане результат не прогресса/развития, а регресса/потери. Хотя бы и с развитием научно-технических «благ» (машин, технологий, электроники . танков, ядов, бомб .).
Тонкости педагогики:
Виды интерактивных приемов
Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае х ...
Изложения и сочинения - основные приемы развития связной
письменной речи младшего школьника
Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающе ...
Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т ...