Челночное чтение (чтение с возвратом)
Для определения читательского кругозора была дана анкета.
Анкета
- Любишь ли ты читать?
- Много ли книг ты прочитал?
- Какая твоя самая любимая книга?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Кто является главным героем этой книги?
- О чём эта книга?
- Сколько времени ты уделяешь чтению?
Опрос детей о прочитанных книгах показал узкий читательский кругозор у учащихся. Некоторые дети вообще не читают книг, если кто-то и читает, то запомнил только заглавие одной – двух книг.
Чтобы довести 30% учащихся класса до уровня средних учеников будет проведён формирующий эксперимент.
Работа по совершенствованию навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка
Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путём многократного перечитывания, сколько за счёт овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоении круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
Качество чтения улучшается также за счёт развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами. Это положение мы использовали в своей работе.
Формирующий эксперимент
Были поставлены следующие цели:
- сформировать умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения;
- повышать скорость и одновременно качество чтения;
- развивать речь учащихся;
- расширять, углублять, упорядочивать читательский кругозор
Для достижения этих целей мы применили ряд приёмов, чтобы обеспечить:
- совершенствование процесса смысловой переработки текста;
- расширение фиксационного поля чтения;
- развитие антипационного восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глаз к прочитанным словам;
- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;
- развитие контроля и самоконтроля при чтении;
- развитие речевого аппарата при чтении вслух;
- развитие умения слушать своё и чужое чтение;
- формирование умения воспринимать тексты разных видов;
- формирование способов действия с текстом.
Работая над совершенствованием навыков чтения, для всех учащихся были применены следующие элементы:
Жужжащее чтение - это когда все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.
Для развития техники чтения на уроках русского языка велась работа над объёмом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной-две букве, с первого по шестое. психологический педагогический чтение школьник
Работа со зрительными диктантами организовывалась следующим образом: вывешивался плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги. Детям предъявлялось одно предложение, они читали его от 4 до 7 с. Предложение вновь закрывалось, а по памяти записывали его в тетрадь. С одним набором затрачивалось время от 6 до 8 мин.
Со второй группой детей проводились отдельные упражнения.
Первое, с чего мы начали, - это заглавие и темы текста. Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста. Были предложены карточки – задания по ориентировке в структуре текста.
Карточка. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк
Мальчик стерёг овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Л. Толстой.
Почему мужики не поверили мальчику?
Почему случилась беда?
Тонкости педагогики:
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...
Закон об образовании
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения. Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...