В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей – дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.
Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.
Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей, и суть дела заключается в том, что вы передумаете, читая её. (Н.И. Рубакин.)
Без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения невозможно дальнейшее качественное образование ученика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко). Другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев), третьи – информационно-ценностный подход (А.М. Кушнир), четвёртые – учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова) и т.д.
Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребёнка умело пользоваться книгой.
Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако общество по-прежнему не удовлетворено состоянием чтения учащихся.
Одной из главных причин такого явления следует признать несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который положен в основу большинства направлений.
Несмотря на достаточный интерес учёных к проблеме навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка, некоторые аспекты ещё недостаточно изучены.
Так, на наш взгляд, недостаточно разработаны и исследованы приёмы и методы совершенствования навыков чтения у младших школьников.
Этим объясняется выбор темы нашего курсового исследования: «Совершенствование навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования являются уроки родного языка, а его предметом – педагогические условия, способствующие эффективности совершенствования техники чтения.
Гипотеза исследования:
Мы исходили из предположения о том, что совершенствование техники чтения младших школьников может протекать более эффективно, если: учитель владеет умением создания специальных педагогических условий совершенствования техники чтения учащихся:
а) учитель вырабатывает технику чтения на всех уроках.
б) учитель работает с семьёй по единым требованиям.
в) учитель работает в союзе с учителями-предметниками в одном классе.
г) учащиеся являются субъектом обучения чтению.
На основании проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия эффективного совершенствования навыков чтения.
Обобщить опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию чтения младших школьников.
Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию навыков чтения младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ и обобщение опыта учителей;
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- изучение продуктов деятельности детей;
- эксперимент.
База исследования: Шараповская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области, 2 класс.
Тонкости педагогики:
Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в
формировании научной дисциплины
Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью. Можно заметить ...
Сущность детской субкультуры
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и разви ...
Психолого-педагогические
основы навыков чтения
"Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в исходных классах" [14, C. 43]. "В данный период ученье является важнейшим видом деятельности, в которой сформировывается человек" [16, C. 616]. В исходных классах дети прис ...