Совершенствование навыков техники чтения

Современная педагогика » Совершенствование навыков техники чтения

В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей – дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.

Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей, и суть дела заключается в том, что вы передумаете, читая её. (Н.И. Рубакин.)

Без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения невозможно дальнейшее качественное образование ученика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко). Другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев), третьи – информационно-ценностный подход (А.М. Кушнир), четвёртые – учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова) и т.д.

Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребёнка умело пользоваться книгой.

Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако общество по-прежнему не удовлетворено состоянием чтения учащихся.

Одной из главных причин такого явления следует признать несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который положен в основу большинства направлений.

Несмотря на достаточный интерес учёных к проблеме навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка, некоторые аспекты ещё недостаточно изучены.

Так, на наш взгляд, недостаточно разработаны и исследованы приёмы и методы совершенствования навыков чтения у младших школьников.

Этим объясняется выбор темы нашего курсового исследования: «Совершенствование навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка».

Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются уроки родного языка, а его предметом – педагогические условия, способствующие эффективности совершенствования техники чтения.

Гипотеза исследования:

Мы исходили из предположения о том, что совершенствование техники чтения младших школьников может протекать более эффективно, если: учитель владеет умением создания специальных педагогических условий совершенствования техники чтения учащихся:

а) учитель вырабатывает технику чтения на всех уроках.

б) учитель работает с семьёй по единым требованиям.

в) учитель работает в союзе с учителями-предметниками в одном классе.

г) учащиеся являются субъектом обучения чтению.

На основании проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:

На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия эффективного совершенствования навыков чтения.

Обобщить опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию чтения младших школьников.

Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию навыков чтения младших школьников.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- анализ и обобщение опыта учителей;

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование;

- изучение продуктов деятельности детей;

- эксперимент.

База исследования: Шараповская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области, 2 класс.


Тонкости педагогики:

Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины
Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью. Можно заметить ...

Сущность детской субкультуры
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и разви ...

Психолого-педагогические основы навыков чтения
"Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в исходных классах" [14, C. 43]. "В данный период ученье является важнейшим видом деятельности, в которой сформировывается человек" [16, C. 616]. В исходных классах дети прис ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru