Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который будет жить в обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения.
Точно также учитель может и должен формировать у учащихся потребность и постоянное стремление усвоить язык как средство общения, совершенствовать свою речь, сознательно развивать её, обогащать, делать более выразительной. В начальном обучении закладываются основы знаний, умений и навыков; младших школьников с самых первых дней пребывания в школе должны учить понимать образное содержание произведения, приобщать к искусству слова – художественной литературе, формировать потребность в чтении книг, а чтение уже само по себе повышает культуру, обогащает учащихся знаниями, расширяя их кругозор.
Психологи говорят, что особенность развития ребёнка младшего школьного возраста заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми он располагает.
Овладение речью вносит в общее развитие ребёнка качественные изменения благодаря тому, что само слово обобщает, становится сигналом, знаком предмета, действия или признака. Слова, кроме того, обозначают и связи между предметами и явлениями окружающей жизни. С помощью слов устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. В словах выражаются требования к поведению, нравственные правила, цели действия, осмысливаются эмоции, закладываются представления об окружающей жизни.
Среди достижений психологической науки следует отметить разработку положения о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Эти « функциональные системы» формируются сразу же, как целые системы, а не как механическое соединение компонентов.
Современные исследования психологов и работы лингвистов не могли не отразиться на теории и практике обучения детей в школе. Они в корне изменили даже самый подход к процессу обучения, в том числе к обучению языку и развитию мышления и речи.
Психика человека при включении в деятельность орудий и знаков приобретает новое качество, а не только претерпевает количественное изменение. Овладение языком, в сущности, до основания перестраивает психику человека, а не добавляет к ней что-то дополнительное (12. 139-140).
Психологи полагают, что трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти, и формирование этого механизма - одна из главных задач развития речи в школе. Здесь играет большую роль память. Запечатлеть, т. е., первый акт памяти, не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат определённой активной деятельности человека с запоминаемым содержанием (14. 201).
Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность « представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения» (Зимняя)
Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.
Какова структура речевой деятельности?
Первый её уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младших школьников являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения.
Второй уровень деятельности – ориентированно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определения темы, установления связей, прогнозирование содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста, моделированием его содержания.
Третий уровень любой деятельности – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, использует различные действия: размечает тексты, подчёркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чём же смысл событий и поступков, или выделяет путём анализа главную мысль в научно-популярной статье. Результатом, продуктом действия с текстом становится понимание его смысла.
Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а, следовательно, в художественном тексте – это понимание образного, эмоционального и логического содержания, а при чтении научно-популярных текстов – осмысление логических связей, содержания и основной мысли. И та и другая формы чтения требуют развитого внимания (схема 1).
Восприятие |
Чтение вслух |
Мышление |
Тонкости педагогики:
Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими
религиозно-сектантскую направленность
Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции [47]. Первая из них состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующих ценностных ориентаций, в создании и развитии определенных символических структур значен ...
Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развив ...
Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы
Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое пок ...