Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Современная педагогика » Совершенствование навыков техники чтения » Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Страница 2

Зрительное

Слуховое

Эмоциональное

Речь

Логическое

Образное

Внимание

Внешняя

Внутренняя

Память

Произвольное

Непроизвольное

Долговременная

Краткосрочная

Схема 1

Что же касается механизма чтения, то он имеет два варианта: чтение про себя и чтение вслух.

Модель первого - чтение про себя:

Зрительное восприятие

Кодовый переход с графического кода на фонемный

Переход на мысленный код (понимание)

Модель второго - чтение вслух:

Зрительное восприятие

Кодовый переход с графического кода на фонемный

Переход на мысленный код (понимание)

Переход на акустический код

Схема 2

Сформировать сознательного читателя - ребёнка - совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.

Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно - познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы , которые включены в чтение , активно влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.

Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.

При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И.Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл.

Овладев инструментом чтения – его техникой и пониманием текста, ребёнок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра, при чём восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать - это особое умение.

Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.

Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя.

Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил её инструмент – технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.

Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно – ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.

Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Сущность социальных проблем современной семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, н ...

Личность педагога
Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Многие педагоги утверждают, ч ...

Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru