Зрительное Слуховое Эмоциональное |
|
Логическое Образное |
Внимание |
Внешняя Внутренняя |
Память |
Произвольное Непроизвольное |
Долговременная Краткосрочная |
Схема 1
Что же касается механизма чтения, то он имеет два варианта: чтение про себя и чтение вслух.
Модель первого - чтение про себя:
Зрительное восприятие |
Кодовый переход с графического кода на фонемный |
Переход на мысленный код (понимание) |
Модель второго - чтение вслух:
Зрительное восприятие |
Кодовый переход с графического кода на фонемный |
Переход на мысленный код (понимание) |
Переход на акустический код |
Схема 2
Сформировать сознательного читателя - ребёнка - совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.
Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно - познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы , которые включены в чтение , активно влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.
Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.
При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И.Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл.
Овладев инструментом чтения – его техникой и пониманием текста, ребёнок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра, при чём восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать - это особое умение.
Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.
Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя.
Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил её инструмент – технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.
Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно – ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.
Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки.
Тонкости педагогики:
Современное состояние организации дошкольного образования
в России
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детский сад дает возможность семье работать и жить нормально. Массовое закрытие детских садов - это реальный социальный взрыв, осложнение жизни миллио ...
Экспериментальное обоснование эффективности демонстрационного практикума на
пропедевтическом уровне обучения информатике
Изучение проблемы применения демонстрационного практикума на пропедевтическом уровне обучения информатике привело к необходимости проведения эксперимента. Педагогический эксперимент проводился в школе №38. Шестые классы были выбран в качестве базовых для проведения экспериментального исследования п ...
Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов
при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...